Баннер

Вопрос обучения детей живописи связывается с вопросом о роли и месте профессиональных навыков и понятий в детском творчестве. Существенной частью живописной работы с детьми является развитие и разнообразных технических приемов работы с красками. Именно в возрасте 11-12 лет школьник, на уроках изобразительного искусства, начинает изучать живописную грамоту, живописные техники, приемы, материалы. И в зависимости от опыта и знаний педагога, это может являть как положительные, так и отрицательные моменты. Изучение свойств различных красок может и должно стать для детей увлекательным занятием, стимулирующим интерес к живописи.

Остановимся на некоторых практических моментах работы с детьми среднего возраста. Учащийся старается вначале раскрашивать предметы, составляя и подбирая на палитре, на отдельном листе бумаги подходящий цвет. Потом он начинает видеть больше, вводя в цвет оттенки. В начале работы он испытывает колебания, в результате рисунок требует исправления ошибок, поправок. Здесь ему на помощь приходит педагог, рекомендуя различные приемы работы. Иногда эти приемы ученик принимает как обязательные и единственные. Приемы могут определить его видение, полностью подчинить все дальнейшее развитие. Поэтому, важно показывать ученику не отдельные приемы, а связь между воспринятой натурой и способами использования материала.

Лучше показывать ему много приемов  и у него самого, и у одноклассников, и на наглядных пособиях, чтобы он узнавал изобразительные возможности различных красок и, чтобы он понял, что не существует единственно возможного способа и формы изображения.

Так, кроме подбора оттенка цвета смешением красок на палитре, нужно показать ему возможности оптического смешения, показать эффекты, которые получаются при различном использовании фактуры красок, показать роль графических элементов в живописи ' мазка, штриха, линии, показать роль цветного контура и контрастов и т. п.

Вообще очень полезно такое разнообразное изучение материалов, своеобразная игра с ним, проба самых разных его возможностей  и на палитре, и на отдельных листах бумаги, и в специальных упражнениях. Такая "игра" может даже опережать и собственно изобразительные навыки ' она облегчает решение изобразительной задачи, открывает возможность больше видеть в натуре, прибавляет смелости.

Работа краской и цветом преследует цель выявить форму предметов, их положение в пространстве, пространственные планы, среду, состояние. Опыт некоторых педагогов показывает, что эти цели даются детям легче, когда они работают именно цветом, нежели в графических техниках (например, карандашом или тушью).

Самые применяемые в школе техники живописи - акварель и гуашь. Остановимся подробнее на каждой из них.

Среди всех красок используемых школьниками, акварель является наиболее распространенной. Слово "акварель" происходит от латинского слова "аква" ' вода. В отличие от всех других красок она считается более доступной и будто бы более легкой по технике исполнения. Однако это несовсем так: владеть акварелью свободно, а тем более в совершенстве не просто. Именно акварель достаточно трудна для экспериментов, в ней трудно работать долго, трудно исправлять. Именно в работе акварелью у ребенка сильнее всего опасность приучиться к шаблонным эффектным приемам вроде изображения облаков по-сырому.

Эффект здесь достигается легко, и на этом проигрывает и восприятие, и изобретательная способность ученика. Но, тем не менее, акварель все же более подходит к школьному обучению, чем, скажем, масляные краски, за счет своей мобильности, скорости и доступности в работе.

При работе с детьми, только начинающими рисовать, важную роль играет качество самой акварели, бумаги, кистей. Хорошего качества акварель достаточно прозрачна, ярка и насыщенна.

Лучшие акварельные краски, выпускаются санкт-петербургским заводом художественных красок.

Однако, дети часто рисуют некачественными красками, с которыми трудно справиться и маститому художнику.

Одно из достоинств акварели то, что краски хорошо смешиваются между собой. Палитрой могут служить фарфоровое блюдечко, чашечки, тарелочка или чаще всего, лист бумаги. В работе акварелью, так же большое значение имеют кисти.

Для акварели лучшими считаются беличьи и коонковые: они упруги и в то же время мягки и эластичны. Кисти бывают различных размеров от 1 до 20 номера, указываемых на древке. В практической работе со школьниками самые употребительные номера с 3 по 6.

Сложность работы с акварелью одновременно является и ее достоинством. Невозможность исправлений и непредсказуемость техники акварели организует ребенка, постепенно воспитывает в нем усидчивость и внимательность, культуру работы с красками. Освоив акварель, учащемуся среднего возраста, легче перейти к работе с другими изобразительными материалами.

В школе вторыми по распространенности являются гуашевые краски. Обычная жидкая гуашь имеет от 6 до 12 цветов. В творческих работах лучше всего использовать жидкую гуашь. Гуашевые краски употребляются в живописи с белилами, без которых невозможно получить высветленные тона, в то время как в акварели белил избегают, и светлые тона получаются за счет разжижения красок водой. Лучше всего наносить гуашь мягкой щетинной кистью, обладающей достаточной упругостью. Очень мягкая кисть, как, например, беличья, не дает возможности разровнять краску на бумаге, а жесткая (щетинная) оставляет борозды. Гуашевые краски применяются на уроках изобразительного искусства в основном для декоративных работ (орнаментов, папье-маше и т. п.), а в качестве материала для станковой живописи ею пользуются незаслуженно мало.

Основной причиной этого являются некоторые ее свойства. Главная трудность работы с гуашью заключается в том, что она, очень быстро высыхая, резко изменяет свою светлоту, и во время работы ребенку трудно следить за правильностью цветовых и тоновых отношений. Чтобы быстрее преодолеть эту трудность и научиться учитывать это высветление гуаши в процессе работы, ученику вначале можно посоветовать делать предварительные выкраски на отдельных листах бумаги, чтобы видеть истинный тон краски после высыхания, но это отнимает время урока.  Кроме того,

Другая трудность, с которой сталкивается учащийся, это нанесение краски ровным слоем так, чтобы после высыхания не было заметно полос или пятен. Многое здесь зависит и от самих красок, некоторые из них почти невозможно положить ровным слоем, как, например, встречающуюся в наборах охру желтую. Другие очень хорошо и ровно ложатся на поверхность. Но, конечно, главное - это умение обращаться с красками. Педагог должен объяснить ученикам, что для закрашивания поверхности ровным по цвету слоем, нельзя брать краску во время работы прямо из флакона, погружая туда кисть, обмакнутую перед этим в воду. Рекомендуется требуемое количество краски достать из флакона палочкой или ложкой и тщательно размешать в отдельной чашечке и потом уже наносить на поверхность. Это тоже усложняет процесс работы с детьми, им требуется внимательность и усидчивость, довольно редкая в 11 ' 12 лет.

Достоинством гуаши является то, работать ею можно на различных поверхностях: на бумаге, картоне, полотне, фанере и других материалах.

Для прочности красочного слоя, особенно при работе над объемными изделиями, следует добавлять в краску клей ПВА. То, что гуашь наносится более густыми, плотными слоями, дающими по высыхании красивую матово-бархатистую поверхность и допускающими несколько перекрывающих слоев, позволяет, в отличие от акварели, исправлять ошибки в детских работах.

Другие виды красок, по различным причинам почти не применяются в работе со школьниками.