Баннер

Объектами менеджмента в системе менеджмента качества (СМК) являются качество продукции / услуг, качество процессов, выходом которых является продукция, качество управления, среды, в которой организовано выполнение процессов. Система менеджмента качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции или предоставления услуги и обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятия.

СМК обеспечивает проведение проверок (внутренних аудитов) по предупреждению несоответствий и дефектов, а также препятствует их допуску в производство и к потребителю.

Процесс построения системы управления качеством, заложенный в стандартах ISO, представляет собой, по сути, подход усовершенствования системы управления через ориентацию ее на потребности потребителей и оптимизацию бизнес-процессов.

На первом этапе внедрения СМК на предприятии определяются потребности и ожидания собственника, потребителей и других заинтересованных сторон (партнеров, акционеров, персонала и т.д.). На втором – вырабатывается стратегия и политика в сфере управления качеством. Затем определяются необходимые для реализации стратегии бизнес-процессы, методы и показатели оценки их эффективности с точки зрения качества. Происходит измерение по заданным показателям, проводятся проверки и в случае выявленных несоответствий реализуются мероприятия по их устранению или по повышению показателей эффективности системы управления качеством. Последним этапом идет построение и запуск процесса постоянного совершенствования системы управления качеством.

Сама деятельность по разработке системы менеджмента качества может быть смоделирована в виде процесса с помощью IDEFO-диаграмм.

Данный процесс декомпозируется на четыре этапа или подпроцесса:

- Планирование разработки и внедрения СМК;

- Разработка СМК;

- Внедрение СМК;

- Подготовка к сертификации и сертификация.

Эти подпроцессы в свою очередь также декомпозируются.

Таким образом, получается процессная модель построения СМК. Данная модель касается и поддержания СМК в рабочем состоянии, так как деятельность по разработке, внедрению и проведению аудитов осуществляется в цикле непрерывно.

В системе Business Studio автоматизированы наиболее трудоемкие этапы разработки, внедрения СМК и поддержания ее в работоспособном состоянии:

- разработка целей в области качества;

- описание основных и вспомогательных процессов;

- разработка показателей процессов;

- разработка документации СМК;

- ознакомление персонала с документацией;

- поддержание документации СМК в актуальном состоянии;

- сбор результатов измерений;

- планирование и проведение внутренних аудитов;

- анализ данных;

- разработка корректирующих и предупреждающих действий и устранение несоответствий;

- улучшение;

- подготовка к сертификации и сертификация.