Баннер

Поиск по сайту

Loading

Эволюция английского прецедентного права.

После революции в Англии продолжало действовать прецедентное право, выработанное в предшествующую эпоху в общей системе королевских судов ("общее право"), и в суде лорда-канцлера ("право справедливости"). Эти системы по-прежнему составляли костяк английского права и длительное время значительно превосходили по своему весу и значению статутное право, даже после его обновления революционным законодательством.

После революции, как и раньше, английская правовая система была далека от того, чтобы быть внутренне согласованной и гармоничной. В ней ясно обнаружились по крайней мере два противоречия. Первое - это противоречие между двумя ветвями прецедентного права: "общим правом" и "справедливостью". Второе - это внутреннее противоречие, присущее прецедентному праву, а именно: противоречие между принципом прецедента (stare decisis) и судейским правотворчеством (judge-made law).

В традиционном противостоянии права и справедливости "общее право" в послереволюционные годы в целом одержало верх. Росту авторитета "общего права" способствовал конфликт, который возник еще в предреволюционный период между двумя соперничающими системами королевского суда.

Хотя "общее право" исторически возникло в королевских судах и способствовало усилению королевской власти в Англии, усвоенный им к XVII в. принцип прецедента (stare decisis) стал неожиданным препятствием на пути дальнейшего укрепления абсолютизма. Королей, в частности, Якова I, раздражал тот факт, что их собственная политика должна была сообразовываться с судебными решениями, вынесенными к тому же по какому-то давнему и частному спору. Сами же королевские судьи считали себя не "слугами короля", а "слугами права". По словам судьи и видного юриста того времени Э. Кока, право состоит из "приказов, ходатайств и прецедентов, которые не может изменить ни парламент, ни корона".

С другой стороны, "право справедливости", которое в отличие от "общего права" не было сковано прецедентом, несло в себе благотворное влияние римского права и было проникнуто духом предпринимательства, превратилось в главную опору судебной политики короля и в объект критики со стороны революционного лагеря. Этот парадоксальный на первый взгляд факт объяснялся тем, что председатель суда справедливости - лорд-канцлер - одновременно являлся высшим судебным чиновником короля. Он был всего лишь исполнителем королевской воли. Лорды-канцлеры следовали пожеланию генерал-атторнея королевской администрации Ф. Бэкона : "Судьи должны быть львами, но львами при троне".

Парламентская оппозиция суду канцлера усилилась после нашумевшего процесса по делу некоего Глэвилля в 1615 г. В этом деле лорд-канцлер Энесмер в соответствии с принципом "справедливости" пересмотрел решение суда "общего права", вынесенное главным судьей суда общих тяжб Э. Коком, на том основании, что это решение базировалось на свидетельстве, о ложности которого суду не было известно при рассмотрении дела.

В связи с необычным столкновением юрисдикции двух судов король создал специальный комитет под председательством Ф. Бэкона. Последний поддержал право суда канцлера осуществлять свои решения даже в том случае, если они прямо противоречат результатам спора по "общему праву". Это решение представляло собой чувствительный удар по престижу "общего права", вызвав ответную критику политической оппозицией суда канцлера. Парламентарии жаловались на то, что "справедливость" - жуликоватая вещь, что она "зависит от длины ноги лорда-канцлера".

Хотя в ходе революции попытки парламента упразднить суд лорда-канцлера не имели успеха и дуализм судебной системы в Англии сохранился, революция оставила заметный след в деятельности этого судебного органа. Учитывая настроения влиятельных кругов общества и их стремление к стабильному правопорядку, с конца XVII в. лорды-канцлеры проводят в своем суде более гибкую политику. Они стараются не повторять острых конфликтов системы "справедливости" с "общим правом".

Так, лорд-канцлер Ноттингэм, которого в Англии называют "отцом современной справедливости", заявил, что справедливость должна "определяться правилами науки", что нельзя допускать, чтобы "состояние людей зависело бы от прихоти суда". Эта линия на упрочение правовых начал в суде канцлера привела к тому, что в XVIII в. система "справедливости" начинает застывать, подчиняясь правилу прецедента и обретая столь же формальную процедуру, что и система "общего права".

Но и в XVIII, и в XIX в. в системе "справедливости" право не переставало развиваться. Так, например, непоследовательность революции XVII в. в вопросе о собственности, сохранение старых феодальных конструкций собственности, ограничения в распоряжении так называемыми "реальными" вещами привели к дальнейшему развитию института "доверительной собственности" (trust).

Этот институт отличался значительной сложностью и условностями, но он позволял обходить ряд стеснительных формальностей "общего права" и расширять возможности, реальные правомочия собственника в распоряжении своим имуществом. При этом канцлерам удалось сблизить конструкцию "доверительной собственности" с конструкцией собственности по "общему праву".

Однако и в XIX в. процедура "справедливости" вызывала большие нарекания со стороны английских предпринимателей. Рассмотрение дел в суде канцлера в силу его перегрузки было крайне затяжным и медлительным. Двойная система прецедентного права требовала от делового мира, пользующегося услугами высокооплачиваемых адвокатов, кроме того, и дополнительных расходов. По замечанию известного английского историка права Мейтланда, "справедливость перестала быть справедливостью".

Несколько иной путь в это же самое время проделало "общее право". Здесь после революции по существу наблюдается противоположный процесс: отход от жесткого принципа прецедента (stare decisis) в сторону увеличения судейского правотворчества (judge-made law). Судьи "общего права" понимали, что их претензии на руководящую роль в правовой системе могут быть оправданы, если они освободятся от ряда старых, явно устаревших правил и в большей степени откликнутся на потребности капиталистического развития.

Особенно отчетливо эта тенденция проявилась при главном судье Мэнсфильде (1756-1788 гг.), который выработал ряд вполне современных и удобных для судебной практики доктрин. Недаром в английской литературе его называют "первым судьей, говорившим на языке живого права".

Не порывая формально с принципом прецедента, Мэнсфильд вместе с тем внес существенные изменения в "общее право", руководствуясь при этом несвойственной этой системе идеей "справедливости" и "здравого смысла".

Сам Мэнсфильд стремился "открыть" в "общем праве" именно такие принципы, которые отвечали бы потребностям капиталистического развития страны. Например, при рассмотрении дел о завещаниях он порвал с присущей "общему праву" абсолютизацией внешней формы, которая предопределяла исход дела. Он стал отдавать предпочтение выявлению подлинной воли наследодателя, утверждая, что "законное намерение, если оно ясно выражено, должно корректировать правовой смысл терминов, неосторожно использованных завещателем". Также и в сфере договорного права Мэнсфильд, в соответствии с новыми представлениями о контракте, придавал решающее значение "истинным намерениям" и воле сторон.

Мэнсфильд положил конец существованию особого купеческого (торгового) права, сложившегося еще в эпоху средневековья, и слил его с единой системой "общего права". Это сделало "общее право" более удобным и близким коренным интересам предпринимателей, подняло его авторитет в английском обществе. Наконец, он упростил саму систему рассмотрения дел в судах "общего права", заложив основы современного судебного процесса : расширил право сторон приводить доказательства, ввел апелляцию и т. д.

Таким образом, в процессе своей эволюции "общее право" приобретало такие важные качества, как стабильность и гибкость, отличалось теперь уже не только казуистичностью, но и рационализмом. Но полная "реанимация" общего права уже не могла произойти. В связи с окончательным установлением принципа прецедента в XVIII-XIX вв. оно как источник права начинает застывать и уступать свое место законодательству.

Важным этапом в окончательном оформлении английского прецедентного права явилась вторая половина XIX в., когда в Англии окончательно утвердилась парламентарная система, что потребовало упрочения и упрощения правовой системы. В 1854 г. был принят Акт о процедуре по "общему праву". По этому акту отменялась крайне казуистическая, средневековая система королевских судебных "приказов" (writs) и вводилась единая система иска. Акт 1858 г. разрешил судам "общего права" пользоваться средствами защиты интересов сторон, выработанными в системе "справедливости", и наоборот, канцлерский суд получил право рассматривать и разрешать вопросы, составляющие ранее исключительную компетенцию судов "общего права".

Актом же 1854 г. в законодательном порядке был признан принцип связывающей силы прецедента. Важную роль в этом сыграла судебная реформа 1873 - 1875 гг., приведшая к объединению общей системы королевских судов с судом лорда-канцлера в единый Высокий суд, который мог в равной мере применять нормы как "общего права", так и "права справедливости". Этот закон парламента завершил процесс соединения "общего права" и "права справедливости" в единую систему прецедентного (судейского) права.

Несмотря на то, что после реформы 1873-1875 гг. и до настоящего времени "общее право" и "право справедливости" выступают как единое судейское прецедентное право, полного слияния этих двух систем не случилось. Слияние коснулось в большей степени судебно-организационных и процессуальных норм. Что касается норм материального права (например, доверительная собственность и др.), то они по-прежнему четко различаются практикующими юристами и самими судьями.

Таким образом, ко второй половине XIX в. в основном окончилось реформирование высших судебных органов, а также формирование самих основополагающих доктрин английской правовой системы: доктрины судебного прецедента и доктрины "верховенства права".

Первая из них означала, что решения суда палаты лордов, апелляционного суда, высшего суда являются обязательными, составляют прецедент, которому должны следовать сами эти суды и все нижестоящие судебные органы. В судебной практике Англии считается, что принцип stare decisis (обязательность прецедента) применяется лишь к той части судебного мнения, которая непосредственно обосновывает решение по делу ( ratio decidendi), тогда как за прочими рассуждениями судьи (obiter dicta) не признается обязательная сила. В случае расхождения между прецедентами общего права и права справедливости приоритет должен быть отдан последнему.

Доктрина "верховенства права" выводится в английской юриспруденции еще со времен Э. Кока, у которого, как отмечалось выше, уже встречаются мысли о том, что выше любого закона должна стоять сама "идея права", которая "открывается" прежде всего в судебной практике. Доктрина "верховенства" или "господства" права (rule of law) стала английским эквивалентом более широкой концепции правового государства.

Развитие судейского права в силу жесткой связанности судей прецедентами вышестоящих судов во многом зависит теперь от позиции палаты лордов, возглавляющей судебную систему Англии. В современный период истории прецедентного права с большой остротой встает вопрос, насколько сама палата лордов обязана следовать своим собственным решениям.

В течение нескольких десятилетий (с знаменитого "трамвайного дела" 1898 г.) палата лордов категорически отказывалась изменять выработанные ранее прецеденты. Она исходила из того, что должна следовать своим собственным решениям, и только за законодательной властью сохранялось право отменять прецеденты. Такая позиция лордов привела к существенному ограничению судебного нормотворчества, которое в XX в. было связано главным образом с толкованием законов, а не с установлением новых правовых норм.

Практически это означало, что с конца XIX в. дальнейшее развитие права осуществлялось в Англии уже не путем судейского нормотворчества, а посредством принятия новых писаных законов.

На современном этапе истории английского права стало очевидным, что прецеденты не могут быстро и радикально урегулировать самые различные сферы общественной жизни, которые эффективнее регламентируются более динамичным по своей сути законодательством. Но с 60-х гг. наблюдается новое ослабление принципа прецедента. В 1966 г. палата лордов особым заявлением оповестила о своем отходе от жесткого принципа прецедента, в частности, о допустимости пересмотра своих собственных решений. Правда, этим своим новым правом палата лордов пользуется достаточно осторожно, причем в основном по гражданским делам.

В настоящее время в Англии резко сокращается сфера применения судебного прецедента, и суды в большинстве случаев выносят решения на основе законодательства. Это не исключает, однако, использования судами в некоторых областях права (например, деликтное право) ссылок на прецеденты, в том числе и относящиеся к XVI-XVII вв. Количество судебных прецедентов, придающих неповторимое своеобразие всей английской правовой системе в целом, по-прежнему достаточно велико. Число их составляет около 800 тыс.

С введением жесткого принципа прецедента потребовалось регулярное издание отчетов о судебных решениях. В 70-х гг. XIX в. Инкорпорированным советом по судебным отчетам стали издаваться ежегодные сборники судебных отчетов (The Law Reports), имеющих полуофициальное значение. Получили распространение также и другие публикации судебных отчетов и решений. Но лишь около 70 % решений палаты лордов и судебного комитета Тайного совета публикуются в судебных отчетах. Отсутствие официальных сведений о судебных решениях или же их обработка в виде компьютерной базы данных не исключают использования судами (а также практикующими юристами) и неопубликованных решений высших судов.




Содержание статьи
  1. История государства и права зарубежных стран.Часть 2 - Крашенинникова Н.А
  2. РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА В НОВОЕ ВРЕМЯ Глава 1. Англия § 1. Революция XVII в. и изменения в государственном строе Англии
  3. Политические течения
  4. Индепенденты,
  5. Изменение формы государства
  6. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г
  7. § 2. Утверждение конституционной монархии и ее эволюция в XVIII и XIX вв/ Реставрация монархии. Основные конституционные акты
  8. Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями
  9. Билль о правах
  10. Развитие конституционной монархии. Становление "ответственного правительства"
  11. Избирательные реформы и дальнейшая эволюция формы государства
  12. Реформы местного управления и суда
  13. § 3. Британская колониальная империя
  14. Акт о действительности колониальных законов
  15. Акт о Британской Северной Америке
  16. Глава 2. Соединенные Штаты Америки
  17. Американская революция и Декларация независимости
  18. Декларация прав Вирджинии
  19. Декларация независимости 1776 г
  20. Конституции штатов
  21. Статьи конфедерации
  22. Конституция США 1787 г
  23. Билль о правах
  24. Создание федерального государственного аппарата
  25. Политические партии
  26. Территориальное расширение США
  27. Государство США в конце XIX - начале XX в
  28. Глава 3. Франция § 1. Революция 1789-1794 гг. и становление конституционного строя
  29. Декларация прав человека и гражданина 1789 г
  30. Конституция 1791 г
  31. Конституционная монархия
  32. Первая республика во Франции
  33. Якобинская диктатура
  34. Декларация и Конституция 1793 г
  35. Организация революционной власти
  36. Революционный трибунал
  37. § 2. Государственный строй Франции от Первой республики до Первой империи
  38. Переворот генерала Бонапарта и Конституция 1799 г
  39. Первая империя и бюрократизация государственного аппарата
  40. § 3. Эволюция государственного строя Франции от режима Реставрации до Второй империи
  41. Июльская монархия. Хартия 1830 г
  42. Вторая республика и конституция 1848 г
  43. Вторая империя. Конституция 1852 г
  44. § 4. Парижская коммуна 1871 г
  45. Аппарат Парижской коммуны
  46. Социально-экономические мероприятия Парижской коммуны
  47. § 5. Третья республика во Франции (1871-1900 гг.)
  48. Конституционные законы 1875 г
  49. Эволюция французского парламентаризма
  50. § 6. Французская колониальная империя (до XX в.)
  51. Управление колониями
  52. Глава 4. Германия § 1. Государственный строй Германии до объединения
  53. Первые конституции германских государств
  54. Влияние революции 1848 г. на дальнейшее развитие германского конституционализма
  55. Прусская Конституция 1850 г
  56. Франкфуртская Конституция Германской империи 1849 г
  57. Борьба Пруссии за гегемонию в Германии
  58. § 2. Конституция и государственный строй Германской империи
  59. Политический режим кайзеровской Германии
  60. Глава 5. Япония
  61. Восстановление императорской власти
  62. Буржуазные реформы 70-80-х гг
  63. Борьба за демократизацию политического строя
  64. Партия конституционных реформ (Кайсинто),
  65. Конституция 1889 г
  66. Создание судебной системы
  67. Государство Японии после принятия Конституции
  68. Глава 6. Китай
  69. "Небесное государство" тайпинов
  70. "Сто дней реформ"
  71. Глава 7. Латинская Америка § 1. Война за независимость и образование латиноамериканских государств
  72. Освободительная война 1810-1826 гг. и образование независимых государств
  73. Первые конституции стран Латинской Америки
  74. Монархия как форма правления утвердилась на долгое время только в Бразилии,
  75. § 2. История латиноамериканских государств в XIX в
  76. Конституционная нестабильность
  77. Конституционное развитие Аргентины и Мексики в XIX в
  78. Свержение монархии и Конституции 1891 г. в Бразилии
  79. РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (XX В.) Глава 8. Соединенные Штаты Америки § 1. Регулирующая роль государства США в сфере экономики и социальных отношений
  80. Федеральная резервная система
  81. "Новый курс" Франклина Рузвельта
  82. Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера),
  83. Закон Тафта-Хартли 1947 г
  84. Законодательство 60-х гг. в рамках программы "борьбы с бедностью" Л. Джонсона
  85. § 2. Основные изменения в государственном аппарате
  86. Поправки к Конституции США. Реформы избирательного права
  87. Законодательство 50-60-х гг. против расовой дискриминации
  88. § 3. Развитие конституционного принципа "разделения властей" и механизма "сдержек и противовесов"
  89. Попытка усилить свои полномочия в сфере распределения средств
  90. § 4. Эволюция американского федерализма
  91. § 5. Рост бюрократического аппарата
  92. § 6. Деятельность правоохранительных органов
  93. Закону о внутренней безопасности 1950 г
  94. Глава 9. Великобритания
  95. Эволюция партийной системы
  96. Основные изменения в государственном строе
  97. Реформа парламента
  98. Верховенство кабинета
  99. Полицейские и судебные органы
  100. Закон о судах 1971 г
  101. Глава 10. Франция § 1. Третья республика в XX в. и ее падение
  102. Изменения в государственном аппарате
  103. Народный фронт
  104. Падение Третьей республики. Движение Сопротивления
  105. § 2. Четвертая республика во Франции
  106. Конституция 1946 г. Новая Конституция Франции
  107. § 3. Пятая республика во Франции
  108. Развитие политической системы Франции в 60-80-х гг. XX в
  109. Глава 11. Германия § 1. Веймарская республика в Германии
  110. Установление революционных органов власти
  111. Веймарская конституция
  112. Особое место в конституционном механизме отводилось президенту республики,
  113. Политический режим Веймарской республики
  114. § 2. Фашистская диктатура в Германии
  115. Механизм фашистской диктатуры
  116. Нацисты создали мощный террористический аппарат,
  117. Государственное регулирование экономики в фашистской Германии
  118. Армия
  119. § 3. Федеративная Республика Германия
  120. Проведение в жизнь Потсдамских соглашений по Германии
  121. Курс на создание западногерманского "социального государства"
  122. Образование ФРГ. Оккупационный статут
  123. Конституция 1949 г
  124. Демократический характер государства ФРГ
  125. § 4. Объединение Германии
  126. Глава 12. Италия § 1. Итальянское государство до второй мировой войны
  127. Установление фашистской диктатуры - Италия
  128. Государственный строй фашистской Италии
  129. Система карательных органов фашистской Италии
  130. § 2. Послевоенное развитие итальянского государства
  131. Конституция 1947 г. и ее последующее развитие
  132. Глава 13. Государства Центральной и Восточной Европы
  133. Характер и формы революций 40-х гг. в Центральной и Восточной Европе
  134. Установление народно-демократической власти
  135. Патриотический антифашистский фронт в Румынии
  136. Создание нового государственного аппарата
  137. Аграрные реформы
  138. Национализация промышленности
  139. Конституционное законодательство
  140. Крах тоталитарных режимов в ходе демократических революций 1989-1990 гг
  141. Развитие конституционного законодательства постсоциалистических стран
  142. Экономические реформы постсоциалистических стран
  143. Глава 14. Япония §1. Японское государство между двумя мировыми войнами
  144. Установление профашистской диктатуры в Японии
  145. § 2. Развитие японского государства после второй мировой войны
  146. Конституция Японии 1947 г
  147. Утверждение государственного суверенитета Японии и политика "обратного курса"
  148. В 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный договор между США и Японией,
  149. Послевоенное развитие японской модели государственного регулирования экономики
  150. Глава 15. Китай § 1. Китайское государство до образования Китайской Народной Республики
  151. Государственный строй гоминьдановского Китая
  152. § 2. Образование и развитие Китайской Народной Республики
  153. Конституция КНР 1954 г
  154. Китайское государство в период строительства регулируемой рыночной экономики
  155. Глава 16. Латинская Америка
  156. Мексиканская Конституция 1917 г. и ее последующее развитие
  157. Латиноамериканские государства в середине XX в
  158. Новые тенденции в развитии латиноамериканских государств в 80-90-х гг. XX в
  159. Глава 17. Образование независимых государств после второй мировой войны § 1. Распад колониальной системы и образование новых государств
  160. § 2. Образование независимых государств в Южной и Юго-Восточной Азии
  161. § 3. Образование независимых государств на Ближнем и Среднем Востоке
  162. § 4. Образование независимых государств в Тропической Африке
  163. РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Глава 18. Становление и развитие современных правовых систем
  164. Становление англосаксонской и континентальной правовых систем (семей)
  165. Континентальная система (семья) права
  166. Развитие права в современном обществе
  167. Изменения в источниках современного права
  168. Эволюция системы современного права
  169. Глава 19. Право Англии
  170. Эволюция английского прецедентного права
  171. Развитие английского законодательства в XVIII-XX вв
  172. Изменения в семейном праве
  173. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике
  174. Развитие трудового и социального законодательства в Англии
  175. Развитие английского уголовного права и процесса в XVIII-XX вв
  176. Глава 20. Право Соединенных Штатов Америки
  177. Эволюция общего права после завоевания независимости
  178. История законодательства в XIX-XX вв. США
  179. История гражданского права и правовое регулирование предпринимательства в США
  180. Право собственности в США
  181. Корпоративная революция XX в.,
  182. Законодательство о защите прав потребителей в США
  183. Экологическое право в США
  184. Развитие трудового законодательства в XIX-XX вв в США
  185. Развитие уголовного права и процесса в США
  186. На федеральном уровне процесс консолидации уголовно-процессуального законодательства
  187. Глава 21. Право Франции
  188. Специфической особенностью УК 1791 г
  189. Правовая система Франции и ее развитие в XIX- XX вв
  190. Гражданский кодекс Наполеона 1804 г
  191. Первая книга ("О лицах")
  192. Вторая книга ("Об имуществах и различных видоизменениях собственности")
  193. Третья книга ("О различных способах, которыми приобретается собственность")
  194. Развитие гражданского и торгового законодательства в XIX-XX вв
  195. Развитие трудового и социального законодательства во Франции
  196. Важнейшим источником трудового права Франции является Трудовой кодекс,
  197. Развитие уголовного права и процесса в XIX-XX вв. Во Франции,
  198. Уголовно-процессуальное законодательство Франции в XX в
  199. Глава 22. Право Германии
  200. Общая характеристика, система и содержание БГБ. Германский гражданский кодекс
  201. Основные институты БГБ. Юридические лица
  202. Договоры и обязательства из недозволенных действий
  203. Право собственности и владение . Составители БГБ
  204. Брак и семья. Брак по БГБ
  205. Характерные черты наследственного права. Германский ГК
  206. Последующие изменения в БГБ
  207. Торговое право. Характерной чертой германского частного права является его дуализм
  208. Уголовное право. Статья 4 Конституции Германской империи
  209. Трудовое и социальное законодательство. Основная тенденция развития германского права
  210. Глава 23. Право Китая
  211. Право Китайской Республики (1912-1949 гг.)
  212. Начальный этап формирования права Китайской Народной Республики
  213. Послеконституционное правотворчество 50-х гг. Правовой нигилизм в период "большого скачка" и "культурной революции"
  214. Восстановление и развитие правовой системы КНР (конец 70-х-90-е гг.)
  215. Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) КНР
  216. Содержание

Последние заказы

Заказать работу

Stop
Play
  • 09.10.2013 - Курсовая работа "Перевод безэквивалентной лексики"...
  • 03.10.2013 - Курсовая работа "Перевод французской научно-технической литературы"...
  • 10.10.2013 - Ответы на вопросы к экзамену по предмету индивидуальное консультирование...
  • 08.10.2013 - Презентация "Сахарный диабет - распространенное заболевание обмена веществ в развитых странах"...
  • 03.10.2013 - Реферат "Технология и методы прогнозирования"...
  • 20.01.2013 - Презентация+доклад к дипломной работе...
  • 16.01.2013 - Дипломная работа Политический имидж лидера...
  • 18.01.2013 - Контрольная работа Нормы административного права...
  • 21.01.2013 - Курс раб. Особенности психологического консультирования дошкольников...
  • 20.12.2012 - Реферат "Виды социально-экономических экспериментов"...