Баннер

Поиск по сайту

Loading

1. Сущность и содержание социальной адаптации

Социальная адаптация человека представляет собой не только состояние, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает отсутствовавшие ранее равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности человека, в период радикальных экономических и социальных реформ.

В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни.

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. Философско-методологические    аспекты    социальной    адаптации    групп

представлены      в      работах      В.Ю. Верещагина,      И.Д. Калайкова,

П.И. Царегородцева и многих других. Социально-психологические аспекты адаптации были предметом исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других. С учетом указанных и многих других направлений в области изучения адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.

В совокупности эти работы имеют важное теоретическое и методологическое значение, указывают перспективы развития индивидов в социальной практике. Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе социальной защиты населения, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - это сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»).

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроиз-водственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее, предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реалиям размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенский образ жизни, или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров в развитии индивида. Но адаптация человека зависит и от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов. Однако последние не играют решающей роли в социализации индивида.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате

трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Сейчас в России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% - психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, дет-ско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем среди взрослого населения.1

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

В 1936 г. канадский физиолог Г. Сельс ввел понятие «стресса» или «общего адаптационного синдрома». Это понятие получило чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные собы-

1 Подросток: проблемы социальной адаптации. Документы и материалы / Ред. сб. Криво-ручко. - М., 1995. - С. 27.

тия, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.

Стресс - неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных "ударов" жизни.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойственно определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он не избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.

Так, для человека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттехника, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь

клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).




Содержание статьи
  1. Технология социальной работы
  2. Глава I ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. 1. Технология социальной работы как отрасль cоциальных технологий
  4. 2. Задачи учебного курса “Технология социальной работы”
  5. Вопросы для самоконтроля
  6. Глава II ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  7. 1. Сущность и структура технологического процесса
  8. 2. Содержание технологического процесса
  9. Социальная проблема
  10. Социальное противоречие
  11. Вопросы для самоконтроля
  12. Глава III. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  13. 1. Многообразие социальных технологий
  14. Социальная технология
  15. 2. Классификация социальных технологий
  16. Вопросы для самоконтроля
  17. Глава IV ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  18. 1. Технология выработки цели социальной работы
  19. 2. Принципы целеполагания
  20. Глава V СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ
  21. 1. Сущность и характеристика социальной диагностики
  22. Социальная диагностика
  23. 2. Социально-диагностические методы в социальной работе
  24. Социальный прогноз
  25. Наблюдение
  26. Беседа в социальной диагностике
  27. Методы тестирования
  28. Тесты
  29. Глава VI АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
  30. 1. Сущность и содержание социальной адаптации
  31. Профессиональная адаптация
  32. 2. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов
  33. Деятельность социального работника
  34. Социальная адаптация
  35. Глава VII СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И МЕТОДИКА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
  36. 1. Сущность и содержание социальной терапии
  37. Социальная терапия
  38. Социальная терапия как определенная форма вмешательства
  39. 2. Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе
  40. Индивидуальная терапия
  41. Групповая терапия
  42. Трудовая терапия
  43. Терапия самовоспитания
  44. Методы поведенческой терапии в группе
  45. Дискуссионная терапия
  46. Психогимнастика
  47. Глава VIII МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
  48. 1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы
  49. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
  50. Метод
  51. Технологическая компетентность специалиста социальной работы
  52. 2. Классификация социальных методов
  53. 1. Всеобщий, или философский метод
  54. 2. Общенаучные методы
  55. 3. Частные специальные научные методы
  56. Анализ практической деятельности органов управления социальной сферой
  57. Глава IX ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  58. 1. Сущность управления в социальной работе
  59. Развитие профессионального менеджмента
  60. Теория социального управления
  61. Управление - явление социальное
  62. 2. Характеристика основных методов управления
  63. 1. Регламентирующие методы
  64. Распорядительные (административные) методы
  65. Планирование
  66. Особую группу составляют процедурные методы
  67. Глава X ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  68. 1. Сущность и значение психологии в социальной практике
  69. Глубинная психология (психодинамические теории)
  70. Бихевиориальное (психология поведения)
  71. Когнитивная психология
  72. Гуманистическое направление
  73. 2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе
  74. 1. Методы аутогенных тренировок
  75. Глава XI ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  76. 1. Роль педагогики в развитии общества
  77. 2. Система педагогических методов в практике социальной работы
  78. Методы педагогики
  79. Метод побуждения
  80. Метод поощрения
  81. Метод порицания
  82. Метод самовоспитания
  83. Глава XII ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПОСРЕДНИЧЕСТВА
  84. 1. Консультирование как метод социальной помощи
  85. Консультирование
  86. 2. Процесс консультирования
  87. 3. Методика посреднической деятельности
  88. Глава XIII ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
  89. 1. Проблемы пожилых людей
  90. 2. Формы и методы работы с пожилыми
  91. Основными направлениями повышения уровня благосостояния пре старелых
  92. Мероприятия по социальной адаптации
  93. Центры социального обслуживания
  94. Глава XIV ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
  95. 1. Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности
  96. Как показали социологические исследования
  97. Чем занимаются лица без определенного места жительства?
  98. 2. Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж
  99. Центры социальной адаптации
  100. Социальные приюты (гостиницы)
  101. Глава XV ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ
  102. 1. Миграция как социальное явление
  103. Приоритетными направлениями миграционной политики РФ
  104. 2. Технологии социальной работы с мигрантами
  105. В рамках организации социальной работы с мигрантами
  106. Глава XVI СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  107. Сущность и содержание экономических методов в социальной практике
  108. Государственное регулирование
  109. недооценка регулирующей роли государства
  110. Прямые и косвенные методы государственного регули рования
  111. Основные методы социальной защиты при переходе к рыночным отношениям
  112. При исчислении прожиточного минимума
  113. Бедность
  114. Индексация
  115. Основным направлением социальной политики государства в области доходов
  116. Глава XVII СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
  117. 1. Сущность и содержание социальной профилактики
  118. Практика профилактической работы
  119. Комплексное планирование социальной профилактики
  120. Субъектами социальной профилактики правонарушений
  121. Объектами социально-профилактического воздействия
  122. Комплексные планы социальной профилактики правонарушений
  123. Оценка эффективности выполнения плана
  124. 2. Основные профилактические методы, применяемые в практике социальной работы
  125. классификации и направления в психопрофилактике
  126. Консультирование в области профилактической работы с детьми
  127. уклонение от военной службы
  128. Технологизация социальной работы
  129. ЛИТЕРАТУРА
  130. СОДЕРЖАНИЕ

Последние заказы

Заказать работу

Stop
Play
  • 03.05.2014 - Реферат Проблемы управления социальными процессами на микро- и макро- уровнях...
  • 02.05.2014 - Курсовая работа Использование технических средств в следственной практике...
  • 29.04.2014 - Реферат Средства физической культуры при сколиозе...
  • 30.04.2011 - Курсовая работа Массовые беспорядки...
  • 09.10.2013 - Курсовая работа "Перевод безэквивалентной лексики"...
  • 03.10.2013 - Курсовая работа "Перевод французской научно-технической литературы"...
  • 10.10.2013 - Ответы на вопросы к экзамену по предмету индивидуальное консультирование...
  • 08.10.2013 - Презентация "Сахарный диабет - распространенное заболевание обмена веществ в развитых странах"...
  • 03.10.2013 - Реферат "Технология и методы прогнозирования"...
  • 20.01.2013 - Презентация+доклад к дипломной работе...