Баннер

Поиск по сайту

Loading

ПРЕДИСЛОВИЕ

Конфликтология как наука уже длительное время преподается во многих вузах страны, и потребность в специализированных знаниях по проблемам конфликтного взаимодействия только возрастает. Качество ее преподавания является одним из важных факторов развития самой науки, так как конфликтология развивается во многом благодаря усилиям тех, кто изучает, решает практические задачи, интересуется ее новостями.

Нельзя не отметить и того факта, что поле конфликтного взаимодействия отнюдь не сужается. Для этого достаточно каждому из нас обратить свой взгляд на собственную жизнь, на жизнь страны и всего мира. Последние события в Южной Осетии только острее подчеркивают значимость проблем.

Представление конфликтологических знаний в виде схем, таблиц и рисунков заметно повышает глубину понимания и прочность усвоения знаний обучаемыми. Опора только на словесно-логическое мышление в процессе преподавания затрудняет понимание и запоминание учебного материала. У многих обучаемых, особенно молодых людей, словесно-логическое мышление обеспечивает высокое качество усвоения знаний только в сочетании с наглядно-образным мышлением. «Включение» наглядно-образного мышления происходит тогда, когда преподаватель предъявляет обучаемым информацию в виде схем, рисунков, таблиц.

Наглядно-образное мышление позволяет обучаемым легче, системнее и прочнее запоминать учебный материал на занятиях. В практической деятельности конфликтолог, занимаясь изучением и регулированием конфликтов, обычно пользуется теми знаниями, которые сохранились в его памяти. Поэтому применение в процессе преподавания конфликтологии таблиц, рисунков и схем повышает не только качество обучения, но и результативность последующей работы специалиста по исследованию и урегулированию конфликтов.

Наконец, само представление конфликтологических знаний в виде схем и рисунков позволяет структурировать информацию, приводить ее в определенную систему. Структурирование и систематизация имеющихся знаний являются одним из важнейших направлений развития конфликтологической теории. В этой связи разработка схем и рисунков, отражающих наши знания о конфликтах, способствует дальнейшему развитию отечественной конфликтологии. Создание альбома схем по конфликтологии позволяет решить целый ряд не только учебных, но и научных проблем этой быстро развивающейся сегодня науки.

В основу учебного пособия положена системная концепция конфликтов, разрабатываемая в течение последних 18 лет одним из авторов. Ядром данной концепции является процесс и результаты системного анализа конфликтов. Использовались четыре универсальных вида системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный. В интересах исследования были разработаны и применены еще три вида системного анализа: системно-содержательный, междисциплинарный и системно-ситуационный. На основе изучения 3000 реальных межличностных конфликтов в организациях, а также в результате анализа всех основных достижений отечественной конфликтологии были сформулированы пять ее принципов: междисциплинарно- сти, преемственности, эволюционизма, личностного подхода, необходимости поиска скрытого содержания конфликтов. Структура и содержание предлагаемого учебного пособия отражают результат применения системного подхода к исследованию конфликтов.

В работе представлено более 150 схем, рисунков и таблиц, которые раскрывают содержание всех разделов конфликтологии как учебной дисциплины.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных и внутриличност- ных конфликтов.

Авторы выражают глубокую признательность профессору А. И. Шипилову, который внес значительный вклад в разработку целого ряда схем, используемых в данном учебном пособии.

Мы будем искренне благодарны всем, кто посчитает возможным высказать свое отношение к предлагаемой работе.




Содержание статьи
  1. Конфликтология в схемах и комментариях - Анцупов А.Я.
  2. Раздел 1 ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ / Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей Источники конфликтологических знаний
  3. Основные направления развития западной конфликтологии (по А. И. Шипилову, 1999 г.)
  4. Конфликт в культурно-исторической психологии
  5. Глава 2. История отечественной конфликтологии Периодизация истории отечественной конфликтологии
  6. Динамика общего количества диссертаций по проблеме конфликта (С. Л. Прошанов)
  7. Раздел 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ / Глава 3. Объект и предмет конфликтологии Конфликтология в системе наук
  8. Функции конфликтологии
  9. Объектно-предметное поле конфликтологии
  10. Социальный конфликт
  11. Универсальная понятийная схема описания конфликта
  12. Глава 4. Эволюция конфликтов Геохронологическая шкала (по В. А. Бердникову)
  13. Основные виды эволюции конфликта
  14. Эволюционная структура психики человека (А. Я. Анцупов, 1992 г.)
  15. Глава 5. Системная концепция конфликтов Основные элементы системной концепции конфликтов
  16. Виды системного анализа конфликтов
  17. Системно-ситуационный анализ конфликтов
  18. Системно-информационный анализ конфликтов
  19. Система показателей, критериев и индикаторов оценки конфликта
  20. Глава 6. Принципы исследования конфликтов Общенаучные принципы исследования конфликтов
  21. Глава 7. Методы изучения конфликта Основные этапы изучения конфликтов (по В. А. Ядову)
  22. Программа изучения конфликтного взаимодействия (по В. А. Ядову)
  23. Методы исследования в конфликтологии
  24. Качественные методы исследования конфликтов
  25. Математическое моделирование конфликта
  26. Модульный социотест Анцупова (вариант)
  27. Оценка конфликтов и персонала с помощью модульного социотеста (вариант)
  28. Раздел 3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ / Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций Конфликт как тип трудных ситуаций
  29. Типы конфликтных личностей (по С. М. Емельянову)
  30. Поведение человека в трудной ситуации
  31. Основные стратегии поведения в конфликте (по К. Томасу)
  32. Основные пути и способы разрешения значимых противоречий в социальном взаимодействии
  33. Глава 10. Структура конфликта Структура конфликтной ситуации
  34. Мотивация оппонентов в конфликте
  35. Оценка образа «Я» и «Он/Она» в конфликтах (по Н. В. Гришиной)
  36. Эмоциональные реакции оппонентов в межличностном конфликте
  37. Информационные модели конфликта (по Н. В. Гришиной)
  38. Глава 11. Причины конфликта Классификация причин конфликтов
  39. Организационно-управленческие причины конфликтов
  40. Социально-психологические причины возникновения конфликтов
  41. Личностные причины возникновения конфликтов
  42. Потери и искажения информации в процессе общения как причина конфликта
  43. Глава 12. Функции конфликтов Деструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам
  44. Конструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам
  45. Конструктивные функции конфликтов по отношению к группе
  46. Глава 13. Динамика конфликта Основные периоды и этапы динамики конфликта
  47. Регрессия сознательной сферы психики в процессе эскалации конфликта
  48. Модель эскалации конфликтного противодействия (по Ф. Глазлу)
  49. Формирование «образа врага» в конфликте
  50. Модели развития конфликтного взаимодействия (по Н. В. Гришиной)
  51. Динамика частоты конфликтов в зависимости от их длительности
  52. Глава 14. Внутриличностные конфликты
  53. Условия возникновения внутриличностных конфликтов
  54. Последствия внутриличностных конфликтов
  55. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
  56. Раздел 4 КОНФЛИКТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / Глава 15. Семейные конфликты Основные причины супружеских конфликтов (по В. А. Сысенко)
  57. Показатели семейных трудностей (по А. Н. Харитонову, 2003 г.)
  58. Система семейных трудностей (по А. Н. Харитонову)
  59. Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный»
  60. Предупреждение конфликтов «по вертикали» (по А. И. Шипилову)
  61. Глава 17. Конфликты между социальными группами Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
  62. Трудовые конфликты
  63. Межэтнические конфликты
  64. Глава 18. Политические и межгосударственные конфликты
  65. Межгосударственные конфликты
  66. Глава 19. Информационно-психологическая война в межгосударственных конфликтах
  67. Информационно-психологическая война США против СССР (1948-1991 гг.)
  68. Информационно-психологическая война США против России (1991г. — настоящее время)
  69. Современные источники угроз информационной безопасности России (по И. Н. Панарину, Л. Г. Панариной)
  70. Глава 20. Отдельные виды конфликтов Конфликты в педагогической деятельности
  71. Инновационные конфликты
  72. Раздел 5 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / Глава 21. Управление конфликтом
  73. Глава 22. Технологии предупреждения конфликта
  74. Предупреждение конфликтов посредством изменения собственного отношения к ситуации
  75. Способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта
  76. Толерантность в конфликтной ситуации (по М. С. Миримановой)
  77. Глава 23. Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта
  78. Семнадцать этапов эффективного неконфликтного управления
  79. Способы предупреждения конфликтов в процессе оценивания
  80. Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта
  81. Возможные пространственные границы мировосприятия человека
  82. Психологические факторы нормализации стресса
  83. Способы управления эмоциями (по Н. Н. Васильеву)
  84. Глава 25. Критерии, формы, факторы завершения конфликтов
  85. Факторы разрешения конфликтов
  86. Нормативное регулирование конфликтов (по А. В. Дмитриеву, 2000 г.)
  87. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте
  88. Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных конфликтов (часть 1)
  89. Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных конфликтов (часть 2)
  90. Глава 26. Роль третьей стороны в завершении конфликтов
  91. Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта
  92. Факторы эффективности участия третьей стороны в конфликте
  93. Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны (часть 1)
  94. Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны (часть 2)
  95. Деятельность психолога по урегулированию конфликтов
  96. Глава 27. Переговоры как способ завершения конфликтов
  97. Психологические механизмы ведения переговоров
  98. Психологические условия успеха на переговорах
  99. Особенности ведения переговоров
  100. Ведение переговоров
  101. Общие тактические приемы ведения переговоров
  102. Алгоритм переговоров с преступниками (по А. И. Шипилову)
  103. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  104. Оглавление