• Главная
  • Учебная литература
  • Уголовное право
  • Исторический анализ норм об уголовной ответственности за налоговые преступления в России

Исторический анализ норм об уголовной ответственности за налоговые преступления в России - Налогоблажение

Ужесточение уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, на наш взгляд, косвенным образом свидетельствует о начале уголовных репрессий и переходе к тоталитарному режиму в СССР.

Дальнейшие изменения экономического и политического курса страны повлекли за собой и соответствующие изменения в области налогообложения. Так, отказ от нэпа и начало репрессий практически свели на нет значение и роль налоговых отношений в финансово-экономической системе государства. В короткие сроки осуществился переход от налогов к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. В начале 30-х гг. налоговая реформа привела к сокращению количества налогов с восьмидесяти до двух: налога с оборота и с прибыли. Сбором прямых и косвенных налогов занимался Народный комиссариат финансов СССР. Сбором местных налогов занимались территориальные органы советской власти. К 1931 г. частный капитал в сфере производства в стране практически перестал существовать, а основными плательщиками налогов стали государственные предприятия.
При этом отмечалось, что «все случаи сокрытия следуемых в бюджет сумм путем преуменьшения в отчетных данных подлежащего обложению налогом оборота предприятий и организаций общественного сектора следует рассматривать как буржуазно-нэпманское извращение идеи хозрасчета, приводящее к срыву интересов народного хозяйства в целом за счет плохо понятых интересов отдельного хозоргана»2.

В 1950 — 1980 гг. в условиях жесткого государственного планирования отчисления в бюджет от прибыли предприятий составляли до 93%, а налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли .всего 13% подоходного налога, который автоматически вычитался бухгалтерией из заработной платы.
Следует отметить, что в мае 1960 г. была предпринята попытка законодательной минимизации налогов с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной их отмены.

В данный исторический период преобладала государственная собственность, а частная собственность на средства производства практически отсутствовала, поэтому проблема уклонения от налогообложения неактуальна для этого времени.
Процесс перехода к рынку, начавшийся в конце 80-х гг. XX в., породил целый комплекс новых для экономики России проблем, связанных с кардинальным изменением характера взаимоотношений между налогоплательщиками и государством. Возникли новые понятия: «собираемость налогов», «налоговая преступность» и др., которых в административно-хозяйственных условиях централизованной экономики просто не существовало. С самого начала введения новой налоговой системы обозначилась проблема уклонения налогоплательщиков от налогообложения, которая подрывает устойчивость бюджетной политики, ограничивает возможность финансирования социально-экономических программ государства, нарушает принцип социальной справедливости.

Но наиболее тяжкие последствия причинялись и причиняются налоговыми преступлениями, которые стали одними из наиболее тяжких и опасных экономических преступлений, что и вызвало необходимость криминализации деяния. И Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» от 28 мая 1986 г. в УК РСФСР была введена ст. 162-1 «Уклонение от подачи декларации о доходах», а Законом РФ от 20 октября 1992 г. дана новая редакция этой статьи. Законом РФ от 2 июля 1992 г.4 в УК РСФСР были введены статья 162-2«Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения» и ст. 162-3 «Противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов или неуплаты налогов».