• Главная
  • Учебная литература
  • Уголовное право
  • Исторический анализ норм об уголовной ответственности за налоговые преступления в России

Исторический анализ норм об уголовной ответственности за налоговые преступления в России - Уклонение от уплаты налогов - ответственность за преступления против порядка управления

Государство стремилось искоренить массовое уклонение от уплаты налогов. При этом уклонение от налоговых платежей рассматривалось как скрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. В Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. в разделе «Преступления против порядка управления» существовал ряд статей, посвященных ответственности за преступления против порядка налогообложения. Например, была предусмотрена ответственность за массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных (ст. 78); неплатеж отдельными гражданами в срок или отказ от платежа налогов (ст. 79); агитацию и пропаганду, содержащую призыв к совершению налоговых преступлений (ст. 83) и т.д.

При этом в 1922 г. были отменены такие санкции за неуплату налогов, как изъятие и лишение земельных наделов и применение высшей меры наказания. Одновременно были введены такие санкции за неуплату налогов, как лишение свободы на срок от шести месяцев до одного года, принудительные работы на срок до шести месяцев, увольнение от должности, конфискация всего имущества, другие имущественные взыскания, которые должны быть не ниже двойного размера налоговых платежей.

С момента введения уголовной ответственности за налоговые преступления их доля в общей преступности и составе преступлений против порядка управления становится весьма значительной. «В 1922 году по РСФСР из общего числа 107704 осужденных за преступления против порядка управления 20572 были осуждены за уклонение от государственных повинностей и налогов. В то время, например, за преступления против личности было осуждено всего 19476 человек, а за должностные преступления - 16241. В 1924 г. по СССР за уклонение от государственных повинностей и налогов было осуждено уже 26152 человека».

Опыт нэпа показал, что нормальное налогообложение возникло лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ субъектов от государства. Данное время может быть оценено как время приспособления налогового законодательства к новым условиям государственного устройства, принятия большого количества законов и подзаконных актов, которые характеризуются революционной лаконичностью и низким качеством. Однако в этот период произошли стабилизация экономики страны и либерализация уголовного законодательства в налоговой сфере, о чем свидетельствует, например, отмена смертной казни за данный вид преступлений.

Все годы нэпа шла работа по совершенствованию статей, предусматривающих ответственность за налоговые преступления. В Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. статьи, предусматривающие ответственность за налоговые преступления, подверглись некоторой переработке по сравнению с предыдущим Уголовным кодексом. Так, в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР 1926 г. ответственность могла наступить: за массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных (ст. 59-5); неплатеж в установленный срок налогов или сборов по обязательному окладному страхованию (ст. 60); организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание о количествах подлежащих обложению или учету предметов (ст. 62); сокрытие или уменьшение стоимости имущества, переходящего по наследству или по актам дарения в целях обхода законов о налоге (ст. 63); нарушение акцизных правил или правил об особом патентном сборе (ст. 100); растрату описанного за недоимки по налогам имущества (ст. 168); избежание принудительного взыскания налогов путем мошенничества (ст. 169); нарушение правил хранения подлежащих оплате гербовым сбором документов и делопроизводственных бумаг и правил хранения торговых книг, а равно непредставление документов, бумаг и книг должностным лицам при ревизиях по гербовому сбору (ст. 186).

Следует отметить, что по Уголовному кодексу РСФСР 1926 г отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или выполнения повинностей относились к категории особо опасных для СССР преступлений против порядка управления — государственных преступлений. Так, А.Н. Трайнин отмечал, что налоговые преступления это противодействие финансовым функциям власти, а А.А.
Пионтковский подчеркивал, что налоговые преступления - это посягательство на финансовый аппарат власти. При этом за совершение данного вида преступлений могло наступить наказание в виде лишения свободы с полной изоляцией на срок не ниже шести месяцев с повышением при особо отягчающих обстоятельствах вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрела с конфискацией имущества.