История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 5. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

    Содержание материала

    Вопрос 5. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

    1.  Древнекитайские школы

    2.    Содержание и принципы обучения

    3.        Особенности образования в Ханьскую эпоху

    4.   Идеи Конфуция в области образования

    1. Наиболее обстоятельным источником по системе обучения в Китае является "Ли цзи" - книга о ритуале и обычаях, составленная в IV - I вв. до н. э. и пользовавшаяся высоким авторитетом в Ханьскую эпоху (конец III в. до н. э. - начало III в. н. э.).

    Древние школы существовали как в отдельных кланах, так и в более обширных общинных и административных объединениях - уездах, областях и провинциях.

    Участие государства в деле образования всегда было заметным: при Хань- ской династии была создана сеть государственных начальных школ, и число учащихся в них составляло несколько десятков тысяч. Дети аристократии обучались в дворцовых школах.

    В середине I тысячелетия до н. э. много было и частных школ с платным обучением на дому. Первая в Китае частная школа была организована Конфуцием (Кун-цзы).

    2. В Китае развился настоящий культ учености и нравственной регламентации. Основной целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов.

    Выбору учителя придавалось огромное значение, поскольку учитель считался прежде всего воспитателем ученика; к нему следовало относиться с чрезвычайным почтением. Наставник олицетворял старших как в семье, так и в государстве.

    Обучение начиналось, как правило, с 7 лет, когда девочки и мальчики переставали "есть вместе и сидеть на одной циновке". Во II - I вв. до н. э. официальной идеологией стало конфуцианство и в основу образования был положен канон конфуцианских книг - "Четве- рокнижие", "Пятикнижие".

    Канон включал древние песни ("Шицзин"), книги хроник, по философии и гаданию, своды изречений об этике, государстве, семье. Начальное образование продолжалось около 7 лет и состояло прежде всего в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения.

    Дальнейшие этапы включали заучивание наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний.

    Заучивание канонов имело не только образовательное, но и воспитательное значение - ученики воспринимали моральные правила конфуцианства как аксиомы.

    К детям относились как к маленьким взрослым, требуя от них безусловной дисциплины и почтительности. Бамбуковая или деревянная палка были обычным средством воспитания.

    "Великую науку" представляли так называемые шесть искусств: 4 этика и ритуал,

    каллиграфия,

    счет,

    музыка,

    умение стрелять из лука и управлять колесницей.

    В "Ли цзи" сформулированы четыре основных принципа обучения:

    учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось;

    учиться, пока не упущено время;

    соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь;

    учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.

    Обобщая опыт школ великих философов середины I тысячелетия до н. э., "Ли цзи" особое внимание уделяла возникновению связи между учителем и учениками, когда учитель "ведет, но не тянет, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца". В этом случае между учителем и учеником возникало согласие, учиться было легко, ученик начинал думать.

    Однако практически система образования в Китае к концу эпохи древности приобретала все более официальный схоластический и принудительный характер.

    3. В Ханьскую эпоху осуществлялась огромная работа по редактированию древних литературных текстов, составлению словарей и библиографических справочников.

    Создавались и специальные пособия для школ, например, для изучения иероглифики - связные тексты, где ни один иероглиф не повторялся.

    В Ханьскую эпоху возникла и экзаменационная система, окончательно развившаяся в средневековье:

    молодые люди, выдержавшие экзамены на знание 9 тысяч иероглифов, получали государственные должности;

    отличившиеся в сложных экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в императорскую канцелярию.

    Таким образом наиболее способные люди даже из простонародья могли ступить на чиновную лестницу и двигаться вверх по ней. Еще со времен Конфуция в качестве идеала восхвалялся тип ученого, который

    живет в чрезвычайной бедности, сверяя свое поведение с обычаями древности,

    не боится говорить правду даже императору,

    с трудом поступая на службу, в отставку уходит с легкостью. 4. На основе собственной педагогической практики и обобщения прежнего опыта в области образования Конфуций высказал много ценных идей, которые в течение длительного периода времени были широко распространены в Китае и составили основу китайской традиционной системы классического образования: 4 развитие человека зависит от образования, а потому каждый должен стремиться к совершенствованию и повышению образовательного уровня;

    главная цель образования - воспитание всесторонне развитого в нравственном отношении человека;

    обучать и воспитывать надо всех людей;

    каждый человек в обществе должен занимать свое положение по отношению к правителю, родителям, братьям, друзьям, подчиненным;

    правильность взаимоотношений людей в обществе зависит от их воспитания, которое должно культивировать гуманность и добродетель;

    воспитанный человек отличается вежливостью и воспитанностью.

    в основе образования - морально-нравственное воспитание;

    моральное воспитание (этикет, церемонии и обряды, поэзия, музыка) включает гражданское воспитание, нормы поведения человека, лояльность и преданность, доверие;

    принцип компромисса, осуществляемый путем координации разнообразных отношений людей в обществе;

    процесс обучения должен быть связан с размышлением. Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. С. 297 - 298.

    Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность.

    - М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 195 - 196.


    Please publish modules in offcanvas position.