Теория государства и права - Марченко М. Н. - Глава X ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА § 1. Функции государства: понятие и основные признаки

    Содержание материала

    Глава X ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА § 1. Функции государства: понятие и основные признаки

    Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности1.

    Термин «функция» имеет в отечественной и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т. п.)2. В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и «в соответствующей манере».

    Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

    В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.

    Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности3.

    1 Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. Т 1. 2-е изд. / Отв. ред.. М.Н.Марченко М., 2001. С. 336—353.

    2 Wobster's New universal Unabriged Dictionary. N.Y., 1993. P. 741.

    3 Денисов А. И. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 9—10; Каск Л. И. Функции и структура государства. Л., 1969. С. 8—11.

    Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но тем не менее в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия «функция государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения1.

    Еще раньше названного варианта трактовки функций государства в западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе широко допускалось их отождествление как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации. Не вдаваясь в проблемы разграничения функций как основных направлений деятельности и различных аспектов самой деятельности, автор сосредоточил свое внимание лишь на попытках проведения различий между государством-корпорацией и другими сопредельными с ними корпорациями.

    Государство, пишет в связи с этим Г. Кельзен в своей широко известной работе «Общая теория права и государства», если рассматривать его как «чисто правовой феномен, как юридическое лицо», есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации. «Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций?»

    Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими корпорациями заключается в нормативном порядке, который устанавливается самой государственной корпорацией. С юридической точки зрения «проблема государства-корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка».

    Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций государства по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов»3. При таком подходе в первом случае невольно упускается из поля зрения возможность воздействия государства на общественные отношения не только по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.

    Во втором случае, как справедливо подмечалось в учебной и научной литературе, предпринимается ничем не оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.

    1 Теория государства и права. Вып. 2. М., 1994. С. 40. 2 Kelsen H. General Theory of Law and State. N.Y.,  1961. P.  181. 3 Морозов Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право.  1993. № 6. С. 98—108.

    Наличие различных подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства. Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем они различаются и характеризуются?

    Отвечая на эти и подобные вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты.


    Please publish modules in offcanvas position.