Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Мнимое недоверие как прием перевоспитания

    Содержание материала

    Мнимое недоверие как прием перевоспитания

    следует применять к тем, кто еще уважает своего воспитателя. Выражая вслух сомнение о способности подростка справиться с поставленной проблемой, взрослые тем самым задевают самолюбие ученика. Учитель или воспитатель в действительности верит в перевоспитание, но замысел состоит в том, что это нужно от подростка скрывать. К детям, не уверенным в себе, очень мнительным такой прием применять не рекомендуется.

    Антон Семенович Макаренко умело использовал этот прием в работе со своими воспитанниками. Об этом он подробно пишет в «Педагогической поэме»:

    Маруся Левченко принесла в колонию невыносимо вздорный характер, крикливую истеричность, подозрительность, плаксивость. Много мы перемучались с нею. С пьяной бесшабашностью и больным размахом она могла в течении одной минуты вдребезги разнести самые лучшие вещи: дружбу, удачу, хороший день, тихий, ясный вечер, лучшие мечты и самые радужные надежды. Было много случаев, когда казалось, что остается только одно: брать ведрами холодную воду и безжалостно поливать это невыносимое существо, вечно горящее глупым, бестолковым пожаром.

    Настойчивые, далеко не нежные, а иногда и довольно жесткие сопротивления коллектива приучили Марусю сдерживаться, но тогда она стала с таким же больным упрямством куражиться и издеваться над самой собой. Маруся обладала счастливой памятью, была умница и собой исключительно хороша: на смуглом лице глубокий румянец, большие черные глаза всегда играли огнями и молниями, а над ними с побеждающей неожиданностью — спокойный, чистый, умный лоб. Но Маруся была уверена, что она безобразна, что она похожа «на арапку», что она ничего не понимает и никогда не поймет. На самое пустячное упражнение она набрасывалась с давно заготовленной злостью:

    — Все равно ничего не выйдет! Пристали ко мне — учись! Учите ваших Бурунов. Пойду в прислуги. И зачем меня мучить, если я ни к черту не гожусь?...

    Через три дня после начала занятий Екатерина Григорьевна привела Марусю мне, закрыла двери, усадила дрожащую от злобы свою

    ученицу на стул и сказала:

    — Антон Семенович! Вот Маруся. Решайте сейчас, что с ней делать. Как раз мельнику нужна прислуга. Маруся думает, что из нее только прислуга может выйти. Давайте отпустим ее к мельнику. А есть и другой исход: я ручаюсь, что к следующей осени я приготовлю ее на рабфак, у нее большие способности.

    — Конечно, на рабфак, — сказал я.

    Маруся сидела на стуле и ненавидящим взглядом следила за спокойным лицом Екатерины Григорьевны.

    — Но я не могу допустить, чтобы она оскорбляла меня во время занятий. Я тоже трудящийся человек, и меня нельзя оскорблять. Если она еще один раз скажет слово «черт» или назовет идиоткой, Я заниматься с нею не буду.

    Я понимаю ход Екатерины Григорьевны, но уже все ходы были перепробованы с Марусей, и мое педагогической творчество не пылало теперь никаким воодушевлением. Я посмотрел устало на и сказал без всякой фальши:

    — Ничего не выйдет. И черт будет, и дура, и идиотка. Маруся не уважает людей, и это так скоро не пройдет...

    — Яуважаюлюдей, перебила меня Маруся.

    —  Нет, ты никого не уважаешь. Но что же делать? Она наша воспитанница. Я считаю так, Екатерина Григорьевна: вы взрослый, умный и опытный человек, а Маруся девочка с плохим характером. Давайте не будем на нее обижаться. Дадим ей право: пусть она называет вас идиоткой и даже сволочью, — ведь такое бывало, — а вы не обижайтесь. Это пройдет...

    Через неделю я спросил Екатерину Григорьевну:

    — Как Маруся?

    —  Ничего. Молчит и на вас очень сердита.

    А на другой день поздно вечером пришел ко мне Силантий с Мару сей и сказал:

    — Насилу, это, привел к тебе, как говорится, Маруся, видишь, очень на тебя обижается, Антон Семенович. Поговори, здесь это, с нею.

    Он скромно отошел в сторону. Маруся опустила лицо.

    — Ничего мне говорить не нужно. Если меня считают сумасшедшей, что Ж, пускай считают.

    — За что ты на меня обижаешься ?

    —  Не считайте меня сумасшедшей.

    — Я тебя не считаю.

    —  А зачем вы сказали Екатерине Григорьевне ?

    —         Да, это я ошибся. Я думал, что ты будешь ее ругать всякими словами.

    Маруся улыбнулась.

    — А я Ж не ругаю.

    — А, ты не ругаешь? Значит я ошибся. Мне почему-то показалось.

    Прекрасное лицо Маруси засветилось осторожной, недоверчивой радостью:

    — Вот так вы всегда: нападаете на человека...


    Please publish modules in offcanvas position.