Становление политики и политологии

    Определение политики

    Слово «политика» понимается в двух основных смыслах. В широком смысле это сфера общественной жизни, имеющая дело с управлением. Так можно говорить о семейной политике, политике в области образования, спорта и т.д. В рамках политологии нас будет интересовать политика в узком смысле слова, а именно: сфера общественной жизни, имеющая дело с управлением государством. Политика в этом смысле существовала не всегда, а возникла с возникновением государства как социального института.

    Слово «политика» происходит от древнегреческого слова «полис», обозначающего город. В Древней Греции города с прилегающими к ним территориями представляли собой государства, т.е. полностью распоряжались всеми вопросами управления городом. Соответственно политика первоначально представляла собой искусство управления городом-государством. Система городов-государств, как, например, Афины, Спарта и т.д., существовала не только в Древней Греции, но и на Ближнем Востоке, в Древней Индии и в других частях мира. Известны города-государства в средневековой Европе. В Древней Руси такими городами были Новгород и Псков.

    Существует несколько определений политики, каждое из которых подчеркивает какую-либо из ее особенностей. Все они имеют право на существование, если не допускать их абсолютизации.

    Определение политики как управленческой деятельности не совсем точно, поскольку политика не сводится к деятельности, а есть скорее отношение между людьми, и человек, политически пассивный, также оказывается вовлеченным в эту сферу, являясь не субъектом, но объектом политики по известному афоризму: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами».

    По этой же причине не точно определение политики как стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. М. Вебер пишет, что все люди являются «политиками», когда опускают избирательный бюллетень или высказывают свое мнение по вопросам управления государством.

    Изначальное определение политики как искусства управления имеет веские исторические основания. Именно такое значение имело слово «политика» в Древней Греции аналогично то, как риторика является искусством красноречия. Но это античное определение ушло в прошлое, так же как времена греческого полиса. И ныне такое определение политики представляется неоправданно узким, так как случаются политические решения, далекие от искусства в высоком смысле слова и попросту некомпетентные.

    Столь же ограниченным будет определение политики как науки управления и не только потому, что политика возникла гораздо раньше, чем наука, но и потому, что конкретный политический уровень деятельности зачастую не основывается на объективных научных данных и вообще протекает на бессознательном уровне, не доходящем до разумной оценки событий. Такое определение имеет историческое основание, так же как, скажем, риторику назы­вали наукой красноречия. Опять-таки, как и в случае с политикой-искусством, оно не соответствует реалиям современной действительности, особенно после появления политологии как науки. Определение политики как сферы общественной жизни, имеющей дело с управлением в государстве, более общее и адекватное практике. Мы в дальнейшем будем ему следовать.

    Но политику в смысле государственного управления тоже можно понимать в широком и узком смысле. «В широком смысле политика появляется вместе с зарождением цивилизации, характеризующейся такими признаками, как наличие профессиональной системы централизованного управления, создание государства, территориальной организации вместо родоплеменных образований».

    В узком смысле политика выступает как соревнование различных групповых интересов и соперничество за власть при наличии свободного избирателя и единых правовых «правил игры». Само слово «политика» связано с этим узким значением. В этом смысле политика появляется в Древней Греции в Афинах в период демократии. Здесь политика становится массовым явлением, а свободный гражданин полиса - политическим субъектом, т.е. человеком, принимающим участие (и даже обязанным делать это) в решении политических, государственных проблем, политически управляющим самим собой.


    Причины становления политики в Древней Греции

    Выделение и осмысление политики как особой социальной сферы именно в Древней Греции имело веские причины. Первой из них следует назвать национальный характер и менталитет народа, породившего политику. Древние греки были рационально мыслящими людьми, поднявшими до небывалых высот духовную и материальную культуру. То же время - примерно 2,5 тыс. лет назад - породило философию как первую рациональную отрасль духовной культуры, историю, риторику и такие достигшие небывалого расцвета виды искусств, как театр и скульптура. Все это имело один духовный источник - образно говоря, Кастальский родник у подножия горы Парнас, хотя в числе девяти греческих муз нет музы политики.

    Второй причиной следует назвать социальную, а именно становление в Древней Греции новой формы общественного устройства, получившей название демократии (в буквальном переводе «власть народа»). Оно приобщило к управлению государством если и не самые широкие массы населения (все-таки это было рабовладельческое государство), но всех совершеннолетних граждан полиса (в их число не входили женщины, чужестранцы и рабы). Проблема управления существовала, конечно, и в других странах, но там она решалась узким кругом лиц, принимающих решения. А в Древней Греции действительно стало возможно говорить о политике как широкой сфере общественной жизни, потому что каждый гражданин демократических городов-государств должен был уметь заниматься ею. Отметим, что слово «полис» однокоренное со словом «поли», означающим «много», и, возможно, произошло от него (полис — город, в котором живет много людей). В слове «политика» можно услышать, уловить и такой смысл: в управле­нии государством участвует много людей.

    У афинян не было термина для обозначения государства. Словом «полис» обозначались и государство, и общество. Поэтому выражение Аристотеля «человек - существо политическое» можно перевести как «существо общественное» или «существо государственное». Гражданин в Древней Греции — человек, занимающийся политикой, так как город есть полис. Занятие политикой считалось до такой степени обязательным и само собой разумеющимся делом для гражданина, что человек, не питающий интереса к политике и погруженный лишь в свои частные дела, назывался «идиот» — понятие, противоположное гражданину.

    Древняя Греция была богатой, процветающей торговой страной, вызвавшей к жизни новую форму правления. Демократия возникла из аристократии — формы правления, когда к власти допускалась часть граждан, а аристократия, в свою очередь, выросла из монархии - власти одного. Как осуществлялось демократическое правление и что оно собой представляло?


    Демократия в Афинах

    Демократия Древней Греции не похожа на существующую в современном мире. Это было то, что в наше время получило название прямой демократии, а также демократии участия. Когда мужчине, родившемуся в Афинах, исполнялось 18 лет, он приносил присягу на верность полису и отныне считался гражданином Афин. Всеми гражданскими правами в Афинах пользовались с 20 лет, когда юношей вносили в список Народного собрания, за исключением доступа к должностям, что допускалось с 30-летнего возраста. Правом и обязанностью всех свободных граждан было собираться на главной площади города (это называлось Народным собранием) и совместно обсуждать наиболее важные политические вопросы — объявления войны, заключения мира и т.п. Каждый мог выступить с обоснованием собственной точки зрения. Всех желающих выслушивали и большинством голосов принимали решения. Древние греки умели и владели искусством выражать свои мысли, что необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город и проповедовать свои взгляды там.

    У истоков афинской демократии стоял выдающийся политический деятель Перикл (ок. 490—429 до н.э.). Обосновывая необходимость и значение демократии, Перикл говорил: «Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству.

    Здесь обращают на себя внимание четыре момента. Во-первых, участие в управлении большинства народа; во-вторых, выдвижение на основе личных достоинств; в-третьих, равенство всех перед законом (правовое равенство); в-четвертых, особая защита слабых.

    Перикл говорит, каким должен быть гражданин демократического общества и как должны вестись общественные дела: «Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, неблагонамеренным гражданином, бесполезным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами и за и против. В отличие от других, мы, обладая отвагой, предпочитаем вместе с тем сначала основательно обдумывать наши планы, а потом уже рисковать, тогда как у других невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет — нерешительность. Одним словом, я утверждаю, что город наш — школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях»

    Высшим органом власти в Афинах являлось народное собрание, которое производило проверку действий властей, обсуждало вопросы продовольствия и защиты страны и прочие по желанию самих граждан. Военачальников выбирали поднятием рук, а основным способом выбора на другие должности, в том числе в высший орган исполнительной власти — Совет пятисот, был жребий.


    Любой гражданин должен был быть готов к занятию государственного поста. Стало быть, в политике должен был разбираться каждый, и значение этой сферы жизни резко возросло. «По некоторым оценкам, рядовой гражданин по крайней мере один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве».

    В Совете пятисот председатель — дежурных членов совета выбирался из числа членов по жребию и не мог пробыть в этой должности более одного дня или занимать ее дважды. Председатель Народного собрания и ведущий заседания Совета пятисот также избирались по жребию и не могли исполнять эти обязанности более одного раза в году. Исключение составляли военные должности, которые можно было занимать несколько раз. Имело место разделение исполнительной и судебной власти, которая в виде суда присяжных только и могла налагать взыскания.

    Известный ныне принцип разделения законодательной и исполнительной властей не осуществлялся в Афинах, поскольку четкого разделения законодательных и исполнительных функций между Народным собранием и Советом пятисот не проводилось. Народное собрание оставалось высшим законодательным и исполнительным органом, координирующим свою деятельность с Советом пятисот, который был высшим судебным органом.

    Французский политический мыслитель Б. Констан (1767— 1830) в своей работе «О свободе у древних в сравнении со свободой у современных людей» отметил, что в понятие свободы у современного человека входит свобода от произвола властей, т.е. отрицательная свобода, в то время как в Древней Греции понятие свободы включало в себя свободу для непосредственного участия в решении дел, связанных с совместным управлением полисом, т.е. положительную свободу. Платой за это стало отсутствие права на частную жизнь, которая находится под постоянным наблюдением общества. «Целью древних было разделение общественной власти между всеми гражданами страны. Это-то они и называли свободой. Цель наших современников — безопасность частной сферы; и они называют свободой гарантии, создаваемые общественными институтами в этих целях». Человек политической античности решал все общественные дела в духе демократии участия. Иными словами, технологии политического участия он применял для решения своих повседневных проблем».

    Демократия в Древней Греции существовала в отдельные периоды начиная с V в. до н.э., сменяясь другими формами общественного устройства на протяжении двух веков, пока в III в. до н.э. Древняя Греция не подпала под власть Александра Македонского. Столетия спустя, Греция была захвачена Римом и надолго (до за­хвата Рима варварами) вошла в состав Римской империи. Тем не менее этот отрезок истории был столь же важен для политики, как греческая мифология, философия и искусство для духовной культуры в целом.

    Прямая демократия в Древней Греции могла существовать, поскольку в типичном городе-государстве количество граждан колебалось от 2 до 10 тыс. (в Афинах в период высшего расцвета демократии — 450 г. до н.э. — 60 тыс.). Рост числа граждан накладывает ограничения на развитие данного вида демократии.

    Это стало заметно на примере Древнего Рима, где в период республики (на латинском языке — «общее достояние») наделение все большего количества граждан правом принимать участие в решении государственных вопросов уже не приводило к росту реальной демократии, так как граждане, проживающие в других городах империи, не могли регулярно ездить в Рим для участия в народных собраниях, на которых принимались политические решения. К соотношению численности населения государства и развитию в нем демократического способа правления мы вернемся в после­дующих главах.


    Сущность политики

    Одним из первых суть политики определил древнегреческий философ Платон в диалоге «Политик». Платон рассматривал политическое искусство как умение «ткать» из отдельных индивидуальностей государственное целое. Политика — сфера общего блага и общих интересов. Политика «...выполняет интегративную функцию, выступая как искусство приведения несовпадающих групповых интересов к «единому знаменателю» — показателю общественного единства».

    Одна из первых задач, которую решала политическая власть, было объединение людей не по родоплеменному, а по территориальному признаку. Политика — это прикладная сфера деятельности. Ее задача не нахождение решений на века, а принятие конкретных решений в условиях недостаточности информации и влияния на ситуацию огромного числа факторов. Здесь можно провести такую аналогию. Нахождение «вечных» решений на основе рассмотрения небольшого числа переменных величин — задача философа и ученого-астронома, который открывает «вечные» законы вращения небесных тел с помощью закона всемирного тяготения. Нахождение конкретных решений в постоянно меняющейся ситуации — задача политика-практика и ученого-метеоролога, который пытается сделать долгосрочный прогноз погоды на основе обработки огромного количества данных. Это не значит, что «вечные» законы философии и науки не имеют значения для политики. Они выступают граничными условиями политических решений, как и принципы морали. Высший смысл политики в том, чтобы реализовать смысл жизни человека.

    Платон называл политиков «пастухами человеческого стада». Будем ли мы считать политику наукой или искусством, в любом случае она имеет дело с управлением. Умением управлять может обладать не только царь, но и любой человек. Образ политика, т.е. совокупность черт, принадлежащих пастуху-правителю, можно, по Платону, абстрагировать и представить в чистом виде. Политики — люди, разбирающиеся в государственных делах, каковыми и должны быть граждане греческих городов. Политик, по Платону, умеет судить и повелевать. Платон называет политическим, в противоположность тираническому, такое правление, которое не основывается на силе, а является мягким, попечительским, а владеющего таким искусством попечительства — подлинным царем и политиком. Говоря современным языком, мы называем политиче­ским легитимное правление, о чем речь пойдет далее.

    Современный ученый А.А Зиновьев дает такое определение политического общества: «общество, в котором политические отношения становятся господствующими в системе социальных отношений». Политические отношения означают отношения между гражданами и властями как равноправными независимыми партнерами. Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан и государства.

    Определяющей границей политики будет, по Платону, не количество правителей, не насилие или добрая воля, не богатство или бедность, а знания. Здесь Платон следует за своим учителем Сократом. Второе, что Платон добавляет к знанию, — это справедливость, и формулирует «великое правило» для правителей, состоящее «в том, чтобы умно и искусно, уделяя всем в государстве самую справедливую долю, уметь оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими.


    Политика и власть

    Платон называл политикой специфическое знание власти над людьми, взятое в своем предельном обобщении. Современный политолог Р. Арон пишет, что сущность политики заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей. Политикой занимается тот, кто имеет власть, хочет завладеть властью (оппозиция), имеет собственные политические цели (заинтересованные группы).

    Политика и власть — близкие, хотя нетождественные понятия. Власть — это система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение других людей, опираясь на свою волю, авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции. Сущность власти находит свое выражение в отношениях господства и подчинения.

    По Панарину, власть есть средство борьбы с неопределенностью, один из ответов человека на «космический» вызов хаоса. «Что означает выражение: «А имеет власть над Б»? Это значит, во-первых, что влияние А на Б выше, чем влияние Б на А, во-вторых, что поведение Б для А более предсказуемо, чем поведение А для Б... властные отношения между А и Б при этом увеличивают их взаимную предсказуемость и упорядоченность поведения». «А убежден в своем праве и способности ожидать от Б повиновения, а Б, в свою очередь, не сомневается ни в праве А повелевать, ни в своем долге повиноваться». Для убеждения в своем праве А нужна только внутренняя психологическая установка. Способность управлять есть результат его собственных возможностей. Но, чтобы не сомневался Б, на него надо действовать извне, и это происходит или путем насилия, или посредством хитрости. Панарин формулирует следующий принцип: «Чем меньше мы способны обуздывать свои стихии самостоятельно, тем ближе для нас перспектива внешнего обуздания и подавления. Причем это касается не только людей, но и целых народов». Есть опасность сверхвласти, но есть и опасность безвластия. Худший вариант — когда присутствует и то и другое вместе: когда сверхвласть государства направлена только на обеспечение собственных интересов самой власти, а подданные тонут в океане окружающего безвластия.

    Понятие власти имеет более широкую сферу применения, чем понятие «политика» в узком смысле. Можно говорить о власти в семье, экономике и т.д. Именно политическая власть будет нас интересовать в рамках нашего курса. А.А. Зиновьев проводит еще одно содержательное отличие власти от политики. Отношения между социальными индивидами разделяются на отношения гос­подства — подчинения и отношения сотрудничества (соподчинения). Политические отношения суть третий тип социальных отношений. Они имеют место между индивидами, которые не находятся в отношении господства — подчинения и в отношении соподчинения одному и тому же индивиду, т.е. между социально-независимыми индивидами. Таким образом, политические отно­шения начинаются со стремления к независимости и кончаются с ее уничтожением. Это отличие восходит к разделению Платоном политического и тиранического правления. Значение власти в политике сравнивают со значением денег в экономике. Продолжая сравнение с экономикой, власть называют «товаром с нулевой суммой», т.е. наличие власти у одной структуры или личности означает отсутствие ее у других личностей и структур. Отметим, что русское слово «власть» происходит от «владеть».


    Государственный секретарь США в 1973—1977 гг. Генри Киссинджер назвал власть «самым сильным возбуждающим средством». Власть — средство, которое в отсутствие цели может стать самоцелью. Как смотреть на правителей: как на богоподобных существ или как на испорченных властью людей? Французский социолог XX в. Р. Арон утверждает, что в характере власти проявляется степень человечности общественных отношений и что структура власти — основная характерная черта сообщества.

    Власть определяется как совокупность всякого рода решений, которые принимают люди относительно жизненных условий и событий, создающих историю их жизни. В этом отличие власти от политики как совокупности способов осуществления власти или стремления к этому. Этими способами будут принуждение с помощью положительных или отрицательных стимулов, авторитет (власть, обоснованная убеждениями сознательно подчиняющегося) и манипулирование (власть, осуществляющаяся незаметно для подчиненного).

    Реализация властных полномочий требует наличия определенных ресурсов и связана с использованием определенных методов. Американский политолог А. Энциони разделяет ресурсы на: 1) утилитарные, к которым относятся материальные и социальные блага (зарплата, бесплатное медицинское обслуживание и т.п.); 2) принудительные (административное и общественное порицание и наказание); 3) нормативные (средства воздействия на внутренний мир человека). Методы власти можно разделить на позитивные и негативные («кнута и пряника»). К позитивным методам относят убеждение, приманивание обещаниями, использование положительных стимулов, создание новых потребностей, которые может удовлетворить носитель власти. К негативным методам относят контроль, принуждение, блокирование нежелательных последствий, шантаж (угрозы в настоящем, обещание бед в будущем и т.д.).

    Формами проявления власти являются поощрение, контроль, управление, принуждение, наказание, насилие. Власть основывается на авторитете, силе и даже любви. Авторитет — индивидуальный или институционализированный — определяет вероятность того, что приказание встретит повиновение. Французский государствовед XX в. М. Дюверже отличает власть от силы тем, что власть базируется на вере в законность принуждения, а сила — на способности заставить. Принуждение с помощью убеждения Дюверже называет принуждением с анестезией. Хотя отношение власти противоположно отношению любви, последнее может служить основанием добровольной власти одного человека над другим.

    К политическими относятся лишь публичные и властные решения. Власть означает формальное могущество, которым наделены индивиды или группы, с тем, чтобы их решения выполнялись и уважались. Если подчиненные не подчиняются, то в дело вступает сила (принуждение), и формальное могущество превращается в реальное. Если используется физическая сила, то это называется насилием. Политическая власть есть способ установления регулируемых общественных отношений путем централизации функций принуждения. Панарин считает, что энергия насилия есть величина постоянная: в период ослабления государственной власти она приобретает диффузный характер, а в период ее укрепления концентрируется в руках государства, становясь его монополией.

    Гарантия против насилия имеет место в двух формах: гарантией от стихийного насилия выступает государство, а гарантией от государственного насилия служит правовой конституционный порядок, включающий неотчуждаемые права человека. И еще одно правило: в политике принимаются во внимание лишь те интересы и позиции, которые достаточно организованы и влиятельны, чтобы успешно лоббировать в свою пользу.


    Субъекты и объекты политики

    Так как политика неразрывно связана с управлением, имеющих к ней отношение можно разделить на управляющих и управляемых, хотя оно до некоторой степени условно. Соответственно выделяют субъекты и объекты политики.

    Субъектами политики выступают те, кто занимает управляющую позицию, т.е. принимает политические решения или по крайней мере имеет влияние на их принятие. Если человек просто соглашается или возмущается какими-либо политическими действиями, это не делает его субъектом политики. Сначала надо понять свои интересы и характер их связи с политикой (политиче­ское сознание), затем выразить их в политических формах (политическая культура) и бороться за их претворение в жизнь (политическое поведение).

    Объект политики есть по философскому определению слова нечто пассивное («инертное большинство») в противоположность субъекту как активному деятелю. Вопрос перехода из объекта в субъект — это вопрос о том, как человек может повлиять на политику (и не только один раз в несколько лет, но постоянно). В мо­мент, когда человек опускает бюллетень с принятым им решением, он становится субъектом, но во все остальное время он может оставаться простым объектом политики, если не участвует в принятии политических решений.

    Характеристика человека политического принадлежит каждому гражданину без изъятия. Этот универсалистский принцип политики как всеобщего достояния относится к категорическим императивам современной политической этики, запрещающей заранее делить людей на субъектов и объектов политики.

    Принцип верховенства и суверенитета народа зафиксирован сегодня практически во всех конституциях. Например, в Конституции США говорится «об управлении народом». Следует, конечно, отличать формального носителя верховной власти — народ в целом — от реального носителя — политической элиты и, стало быть, формального субъекта политики от реального.

    Отсюда вывод: каждый человек в той степени является субъектом политики, в какой он реально может воздействовать на принятие политических решений.

    Понятия объекта и субъекта относятся не только к отдельным людям, но и к странам и регионам. Причем эти понятия следует рассматривать не в абсолютном (как принято в философии), а в относительном смысле. На шкале объект — субъект располагаются все люди и объединения — от не могущего и не желающего голосовать (минимум субъектности и максимум объектности) до президента великой державы (минимум объектности и максимум субъектности).


    Определение политологии

    В Древней Греции политику называли наукой. В Новое время Д. Юм в эссе «О том, что политика может стать наукой» выдвинул так называемые универсальные аксиомы политики, думая, что это сделает политику наукой. Но уподобления политики математике для становления науки недостаточно. Предложенные аксиомы слишком умозрительны, чтобы создать политическую науку. Юм думал, что политику сделает наукой «нахождение вечных политических истин», но сегодня мы знаем, что не этот признак характеризует науку, а проверка следствий из теорий.

    Вопрос: сможет ли политика стать наукой? — остается открытым. Но развитие гуманитарных наук привело к становлению политологии как науки о политике. Мы определили политику как сферу общественных отношений, имеющую дело с государственным управлением. Соответственно задачей политологии как науки о политике, как любой другой науки, будет эмпирико-теоретическое познание данной сферы отношений и формулирование законов ее развития. Появление этого понятия снимает использование слова «политика» в смысле науки.

    Каковы главные отличия политологии от политики? Политология — идеальная система, политика реальна; политология объективна, политика субъективна, хотя в ней существует понятие объекта политики; политология рациональна, в политике наравне с рациональными присутствуют и нерациональные (порой бессознательные) моменты, и не только у подданных — объектов политики, но и у правителей. Если политика возникла 2,5 тыс. лет назад, то политология только в XIX в. в процессе дифференциации социологического знания. Сначала должна была возникнуть социология как наука об обществе, чтобы затем от нее отпочковалась дисциплина, изучающая ту часть общественной системы, которая имеет дело с государственным управлением.

     

    Предмет политологии

    Предметом науки является то, что она изучает. Предмет следует отличать от объекта. Объект реально существует и обладает в принципе бесконечным количеством свойств. Ученый вычленяет из объекта свойства, которые представляют для него интерес, и совокупность их становится предметом исследования. Вопросы управления в государстве не ограничиваются деятельностью собственно государства. Существуют проблемы, непосредственно не связанные с государством, но влияющие на него. Это деятельность партий, других общественных организаций — профсоюзов и т.п.; деятельность отдельных людей и заинтересованных групп с присущим им политическим сознанием и культурой; совокупность политических процессов в мире.

    В целом все это составляет предмет политологии. Собственно говоря, предметом политологии будет вся совокупность тем, которые рассматриваются в данном учебном пособии, хотя, конечно, она далеко не исчерпывает всего того, чем занимается политология. Конечная цель политологии, как и любой другой науки, — выявление закономерностей, в данном случае — закономерностей управления обществом, закономерностей функционирования политики как особой сферы общественной жизни.


    Методы политологии

    Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Первым на значение метода в Новое время указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с циркулем. Способности людей различны, и для того чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и служит научный метод. Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что выступает предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями.

    Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Таким образом, выделяются эмпирические и теоретические методы.

    К эмпирическим методам относят: наблюдение — целенаправленное восприятие объективной действительности; описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение — количественная характеристика свойств объектов; сравнение — сопоставление объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
    К теоретическим методам относят, формализацию — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов; аксиоматизацию — построение тео­рий на основе аксиом (утверждений, доказательства истинности которых не требуется); гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

    Другим принципом классификации является сфера использования метода: применение во всех отраслях человеческой деятельности; применение во всех областях науки; применение в отдельных разделах науки. Соответственно выделяют всеобщие, общена­учные и конкретно-научные методы. К всеобщим методам относятся: анализ — расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения; синтез — соединение выделенных частей предмета в единое целое; абстрагирование — отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным вычленением интересующих свойств и отношений; обобщение — прием мышления, когда в результате устанавливаются общие свойства и признаки объектов; индукция — метод исследования и способ рассуждения, когда общий вывод строится на основе частных посылок; дедукция — способ рассуждения, когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера; аналогия — прием познания, когда на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках; моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя; классификация — разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках).

    К общенаучным методам относятся научное наблюдение, научный эксперимент, научное моделирование. Научное наблюдение, в отличие от обыденного, подчинено ясной исследовательской цели, планируется по заранее обдуманной процедуре, все данные фиксируются по определенной системе, а полученная информация поддается контролю на обоснованность и устойчивость.

    По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные.

    В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее, или включенное, наблюдение, когда исследователь имитирует вхождение в социальную среду, и простое, невключенное наблюдение, когда он регистрирует события со стороны.

    Ограничивает применение наблюдения сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения, что является обычной и необходимой процедурой научного исследования. Проблемы можно избежать, если заменить наблюдение экспериментом, проводящимся в контролируемых условиях.

    Эксперимент делится на натурный и мыслительный. Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Он может быть контролируемым и неконтролируемым. При контролируемом эксперименте производится тщательное выравнивание всех условий, которые могут исказить влияние экспериментального фактора. Но здесь есть ограничения, связанные с этическими и иного рода соображениями. При мыслительном эксперименте вместо манипулирования с реальными объектами оперируют с информацией о свершившихся событиях.


    Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.

    Методы политологии, как и любой другой науки, делятся на те же три большие группы. Ко всеобщим методам относятся логические методы: индукция — дедукция, анализ — синтез, аналогия, а также сравнение, классификация, измерение, идеализация и т.п. Они затем конкретизируются.

    Политология использует все основные методы, которые применяются в других науках, видоизменяя их в соответствии со спецификой своего предмета. Как любая наука, она имеет в своем распоряжении собственные конкретные методы исследования.

    К основным конкретно-научным методам в политологии относят анализ документов, который может быть качественным или количественным (последний называют контент-анализом), опрос и т.п.

    Анализ документов является наиболее экономичным методом исследования. Он позволяет оперативно получить объективные данные об изучаемой системе. Правда, такая информация не всегда бывает достоверной и нуждается в проверке с помощью наблюдения и опросов. Она также не содержит информации о субъек­тивных факторах, подлежащих исследованию. Поэтому этот метод используется наряду с наблюдением и опросом.

    Документальной в политологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном и рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Информация и классифицируется по способу ее фиксирования. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые избраны и составлены по желанию самих исследователей — они называются целевыми, и нецелевые, т.е. любые наличные документы, существующие независимо от исследователя. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. К личным относятся карточка индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты, бланки), характеристики, письма, дневники, заявления, мемуары. Безличные документы — это архивы, данные прессы, протоколы собраний и т.п. В зависимости от статуса выделяют официальные и неофициальные документы. К первым относятся правительственные материалы, данные государственной статистики (переписи населения и т.п.), архивы и текущие документы различных организаций. Неофициальные документы — это лич­ные материалы, а также составленные частными гражданами безличные документы (статистические исследования и т.п.). Наконец, по источнику информации документы делятся на первичные — составляемые на основе прямого наблюдения или опроса, вторичные — представляющие собой обработку, обобщение или описание, сделанные на основе первичных источников.

    Анализ текста без использования процедур измерения называется качественным. Так как он применяется давно, то его называют традиционным методом. В последние несколько десятилетий широкое распространение получил метод квантификации материала — контент-анализ (его разработали американские социоло­ги X. Лассуэлл и Б. Берельсон). Контент-анализ изучает информацию количественно.

    Опрос является наиболее распространенным методом сбора политологической информации. Он предусматривает: 1) устное (интервью) или письменное (анкетирование) обращение исследователя к определенной совокупности людей, называемых респондентами, с вопросами, содержание которых представляет, проблему на уровне эмпирических индикаторов; 2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов; 3) их теоретическую интерпретацию.

    Опрос используется в тех случаях, когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, характеристики исследования недоступны для наблюдения; когда предметом исследования является индивидуальное или общественное сознание: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей; в качестве контрольного дополнительного метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик. Опросы могут быть очными (личные) или заочными (звонок по телефону, обращение с анке­той через средства массовой информации).


    Интервью — это проведенная по определенному плану беседа, предполагающая контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером либо механически (на пленку). Интервью может быть свободным — по общей программе без детализации, и формализованным, или стандартизованным, — с детальной разработкой всей процедуры. В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на клинические (долговременные), с целью получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах и склонностях опрашиваемого, и фокусированные (кратковременные), с целью извлечь информацию о реакции человека на данное воздействие. По количеству респондентов интервью делятся на индивидуальные и групповые. Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, причем ответы даются опрашиваемым либо наедине (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые, когда все варианты ответов заранее предусмотрены. Опрос-молния (или опрос-го­лосование, зондаж) содержит три-четыре пункта основной ин­формации. Может иметь место опрос по почте, когда ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению. По теме опросов анкеты делятся на событийные, статистические (в переписях населения), анкеты на выяснение ценностных ориентации и т.д.

    К опросу прилагается так называемая паспортичка с указанием пола, возраста, образования, стажа работы, семейного положения респондента и т.п.

    В некоторых случаях политолог может исследовать объект целиком. Тогда говорят, что предмет исследования тождествен генеральной совокупности, т.е. совокупности всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Такое исследование называется сплошным. Но чаще исследование является несплошным, или выборочным, т.е. изучает выборочную совокупность. Последняя может быть репрезентативной, когда воспроизводит параметры и значительные элементы генеральной совокупности, или нерепрезентативной. При нерепрезентативной выборке неизвестны пропорции существенных характеристик в генеральной совокупности, или известно, что в выборке они не соблюдаются. Например, если известно, что среди рационализаторов большинство состав­ляют рабочие, то такой вывод будет справедлив только если учитывать процентное отношение рабочих к другим слоям общества. Другой пример: исследование студентов 2-го курса не дает оснований для переноса результатов на всех студентов вообще.

    Имеются различные приемы достижения репрезентативности выборки. Выборка называется случайной, если любой элемент в генеральной совокупности (или любое сочетание элементов) может быть с одинаковой вероятностью включен в выборку. Последнее делается для того, чтобы избежать влияния субъективного фактора. В работе используются таблицы случайных чисел, составленные с помощью компьютера. Номера выбираются совершенно случайно. Данный метод можно использовать при наличии списков генеральной совокупности. Основанием для выборки может быть также картотека, карта и т.п.

    Выборка называется систематической, или псевдослучайной, если соотношение между размером выборки и численностью генеральной совокупности используется для определения интервала. Скажем, выбирается каждый десятый человек из генеральной совокупности.

    Стратифицированная выборка предполагает разделение генеральной совокупности на слои, а затем составление выборки внутри каждого слоя. Способ применяется, когда предмет изучения имеет сложную социальную структуру, требующую учета специфики каждого слоя (особенности его функционирования, численность, степень важности).

    При кластерной выборке проводится классификация групп населения по географическому признаку. Такой метод применяется при значительной пространственной разбросанности объектов исследования.

    При крупномасштабных исследованиях применяются многоступенчатые выборки, когда используются несколько простых методов. Все данные методы являются вероятностными. Могут быть и целевые выборки, когда ученый сам отбирает респондентов. Здесь большое значение имеет предварительное знание ситуации. Политология пользуется общенаучными подходами. К их чис­лу относятся системный анализ, получивший широкое распространение в науке в середине XX в.; бихевиоризм, пришедший в политологию из психологии; политико-культурологический подход, а также получившие широкое применение структурный и функциональный подходы. В рамках сравнительной политологии широко используется сравнительный метод или, как предпочитал говорить русский дореволюционный социолог и историк, академик М.М. Ковалевский, историко-сравнительный метод.

    В политологии широко применяются метод идеализации в двух смыслах: в веберовском смысле выделения «идеальных типов» и в смысле создания утопических систем наилучшего государственного устройства, а также метод классификации — один из основных в политологии и генетический метод анализа предмета исследования, исходя из особенностей его происхождения и развития.

    Специфически политологические подходы — формационный (К. Маркс) и цивилизационный (А. Тойнби). Основных формаций пять: первобытно-коммунистическая, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (они основаны на классовых различиях). Основных типов цивилизаций шесть: китайский, индийский, буддистский, западнохристианский, восточнохристианский, мусульманский (они основаны преимущественно на религиозных различиях). Формационный подход линеен и монологичен, цивилизационный подход цикличен и плюралистичен (полифоничен).


    Структура, функции и значение политологии

    В политологии, как и в любой науке, выделяют два уровня исследований — эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне происходит сбор социальных фактов, их обработка и эмпирическое обобщение. Теоретический уровень — это уровень создания гипотез и теорий на основе эмпирических исследований. Из теории дедуктивным путем выводятся эмпирически проверяемые следствия, и исследование вновь спускается на эмпирический уровень в целях проверки теоретических концепций. Таким образом, в структуре политологических исследований теоретическое и эмпирическое представляют собой две подсистемы единого целого, удовлетворяя тем самым критерию научности.

    Эмпирический уровень преимущественно аналитичен, поскольку из объекта исследований вычленяется посредством абстрагирования предмет исследования и затем происходит изучение его частей. На теоретическом уровне начинает преобладать синтез. Он сначала выступает в роли гипотезы, обобщающей отдель­ные результаты исследования во всеобщем утверждении, а затем в виде теоретического конструкта. Аналитическое и синтетическое в политологическом исследовании, так же как эмпирическое и теоретическое, находятся в неразрывном единстве, поскольку без предшествующего анализа нет последующего синтеза. В этом политологическое исследование не отличается от любого научного исследования. Другое дело, что соотношение анализа и синтеза может меняться в зависимости от целей: в одном исследовании может преобладать анализ, в другом синтез.

    Соответственно различают эмпирическую и теоретическую политологию как два относительно обособленных друг от друга типа исследований. В эмпирических исследованиях основное внимание уделяют сбору социальных фактов и их обобщению. Эмпирические исследования, в свою очередь, делятся на полевые и лабораторные. В теоретических исследованиях внимание обращается прежде всего на создание теории, описывающей социальные явления, т.е. на исследование преимущественно теоретическое.

    Выделяют также фундаментальную и прикладную политологию. Всякое исследование в основе своей имеет какую-либо проблему, требующую решения. Последняя может сформироваться в рамках самой науки, а может быть задана извне. Задачей фундаментальных исследований является решение проблем, стоящих перед политологией как наукой. Прикладные исследования нацелены на изучение имеющих непосредственное практическое значение проблем, которые не являются собственно предметом политологии как таковой. Сюда же относятся и проблемы политической инженерии — практического внедрения политических знаний с целью конструирования новых систем и модификации имеющихся.

    Политика — это реализация альтернатив управления государством. А в задачу политологии входит поиск таких альтернатив. Политология не подменяет конкретных политических решений, но на ее основе могут быть разработаны варианты политических рецептов и сделан прогноз последствий их применения.

    Между фундаментальной и прикладной политологией нет непроходимой пропасти. Фундаментальное исследование при необходимости можно продолжить как прикладное (самое практичное решение дает, как известно, теория). В то же время из хорошего прикладного исследования не всегда можно сделать фундаментальные выводы.

    Что касается функций политологии, то основные из них такие Же, как в любой другой науке. Это прежде всего познавательная функция, в соответствии с которой политология познает политическую реальность. Она обеспечивает прирост нового знания и раскрывает закономерности политической жизни. Большое значение имеет также прогностическая функция, в соответствии с которой политология дает прогноз развития политической ситуации, перспектив и тенденций политической жизни, вариантов будущего; преобразовательная функция, в соответствии с которой политология практически влияет на изменение политической ситуации в мире.

    Методологическая функция служит разработке новых методов исследования, методическая — разработке отдельных новых методик. Выделяют мировоззренческую функцию, посредством которой политология вносит вклад в формирование мировоззрения человека.

    Наконец, можно говорить о гуманистической функции политологии. Еще Платон сравнивал политиках врачом и призывал к тому, чтобы политики-врачеватели «действовали на благо наших тел, превращали их из слабых в более крепкие и тем самым всегда спасали врачуемых». До сих пор политологическая традиция выделяла две позиции: позицию защиты системы как гарантию порядка, с одной стороны, и позицию защиты субъекта как гарантию свободы, с другой. Первую в наше время представляет системно-функциональный анализ, вторую — различные формы персонализма, экзистенциализма, феноменологии, «акционизма».


    Понятие закона в политологии

    Понятие закона в современной науке трактуется гораздо шире, чем в XIX в., когда наличие закона предполагало жесткую и однозначную причинную связь между явлениями (так называемый детерминизм). Развитие квантовой механики в начале XX в. показало, что законы природы могут быть результатом действия объективной неопределенности, когда одна причина может повлечь за собой несколько различных следствий, а одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (так называемый неоднозначный детерминизм, первоначально названный индетерминизмом). Такие законы, или закономерности, получили название вероятностных, или статистических. Они составили второй тип закона.

    В общественных науках, в свою очередь, сформировалось представление о закономерности как тенденции, когда сохранение действующих причин при отсутствии вновь появляющихся приводит к законообразному поведению социальных систем. Большинство утверждений, претендующих в общественных науках на статус закона, относится к этой категории, поскольку вновь возникающие феномены могут оказать существенное влияние на функционирование общества. Само наличие определенных тенденций может оказывать влияние на их замену другими тенденциями («знание законов биржи разрушает эти законы», говорил основатель кибернетики Н. Винер). Социальное познание может давать саморазрушающийся результат. Развитие современного естествознания (в частности, синергетики) подтверждает, что и в природе закономерности данного типа распространены гораздо шире, чем представлялось раньше, а сфера действия так называемых вечных законов природы свелась к минимуму.

    О преобладании в общественных науках тенденций, а не «положительных предсказаний» писал Д.С. Милль. Мы познакомимся с подобными тенденциями ниже, на примере политологических законов, предлагавшихся различными авторами. Суммирование их даст возможность создать более точное представление об их статусе.

    Наконец, с появлением кибернетики в середине XX в. стали говорить о наличии закона четвертого типа: закона как ограничения разнообразия, который всего-навсего запрещает определенные процессы, но не регулирует их протекания (например, закон палеонтологии о необратимости эволюции).

    Please publish modules in offcanvas position.