Становление политики и политологии - Власть: народное собрание и совет пятисот

    Любой гражданин должен был быть готов к занятию государственного поста. Стало быть, в политике должен был разбираться каждый, и значение этой сферы жизни резко возросло. «По некоторым оценкам, рядовой гражданин по крайней мере один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве».

    В Совете пятисот председатель — дежурных членов совета выбирался из числа членов по жребию и не мог пробыть в этой должности более одного дня или занимать ее дважды. Председатель Народного собрания и ведущий заседания Совета пятисот также избирались по жребию и не могли исполнять эти обязанности более одного раза в году. Исключение составляли военные должности, которые можно было занимать несколько раз. Имело место разделение исполнительной и судебной власти, которая в виде суда присяжных только и могла налагать взыскания.

    Известный ныне принцип разделения законодательной и исполнительной властей не осуществлялся в Афинах, поскольку четкого разделения законодательных и исполнительных функций между Народным собранием и Советом пятисот не проводилось. Народное собрание оставалось высшим законодательным и исполнительным органом, координирующим свою деятельность с Советом пятисот, который был высшим судебным органом.

    Французский политический мыслитель Б. Констан (1767— 1830) в своей работе «О свободе у древних в сравнении со свободой у современных людей» отметил, что в понятие свободы у современного человека входит свобода от произвола властей, т.е. отрицательная свобода, в то время как в Древней Греции понятие свободы включало в себя свободу для непосредственного участия в решении дел, связанных с совместным управлением полисом, т.е. положительную свободу. Платой за это стало отсутствие права на частную жизнь, которая находится под постоянным наблюдением общества. «Целью древних было разделение общественной власти между всеми гражданами страны. Это-то они и называли свободой. Цель наших современников — безопасность частной сферы; и они называют свободой гарантии, создаваемые общественными институтами в этих целях». Человек политической античности решал все общественные дела в духе демократии участия. Иными словами, технологии политического участия он применял для решения своих повседневных проблем».

    Демократия в Древней Греции существовала в отдельные периоды начиная с V в. до н.э., сменяясь другими формами общественного устройства на протяжении двух веков, пока в III в. до н.э. Древняя Греция не подпала под власть Александра Македонского. Столетия спустя, Греция была захвачена Римом и надолго (до за­хвата Рима варварами) вошла в состав Римской империи. Тем не менее этот отрезок истории был столь же важен для политики, как греческая мифология, философия и искусство для духовной культуры в целом.

    Прямая демократия в Древней Греции могла существовать, поскольку в типичном городе-государстве количество граждан колебалось от 2 до 10 тыс. (в Афинах в период высшего расцвета демократии — 450 г. до н.э. — 60 тыс.). Рост числа граждан накладывает ограничения на развитие данного вида демократии.

    Это стало заметно на примере Древнего Рима, где в период республики (на латинском языке — «общее достояние») наделение все большего количества граждан правом принимать участие в решении государственных вопросов уже не приводило к росту реальной демократии, так как граждане, проживающие в других городах империи, не могли регулярно ездить в Рим для участия в народных собраниях, на которых принимались политические решения. К соотношению численности населения государства и развитию в нем демократического способа правления мы вернемся в после­дующих главах.

    Please publish modules in offcanvas position.