Становление политики и политологии - Сущность политики

    Сущность политики

    Одним из первых суть политики определил древнегреческий философ Платон в диалоге «Политик». Платон рассматривал политическое искусство как умение «ткать» из отдельных индивидуальностей государственное целое. Политика — сфера общего блага и общих интересов. Политика «...выполняет интегративную функцию, выступая как искусство приведения несовпадающих групповых интересов к «единому знаменателю» — показателю общественного единства».

    Одна из первых задач, которую решала политическая власть, было объединение людей не по родоплеменному, а по территориальному признаку. Политика — это прикладная сфера деятельности. Ее задача не нахождение решений на века, а принятие конкретных решений в условиях недостаточности информации и влияния на ситуацию огромного числа факторов. Здесь можно провести такую аналогию. Нахождение «вечных» решений на основе рассмотрения небольшого числа переменных величин — задача философа и ученого-астронома, который открывает «вечные» законы вращения небесных тел с помощью закона всемирного тяготения. Нахождение конкретных решений в постоянно меняющейся ситуации — задача политика-практика и ученого-метеоролога, который пытается сделать долгосрочный прогноз погоды на основе обработки огромного количества данных. Это не значит, что «вечные» законы философии и науки не имеют значения для политики. Они выступают граничными условиями политических решений, как и принципы морали. Высший смысл политики в том, чтобы реализовать смысл жизни человека.

    Платон называл политиков «пастухами человеческого стада». Будем ли мы считать политику наукой или искусством, в любом случае она имеет дело с управлением. Умением управлять может обладать не только царь, но и любой человек. Образ политика, т.е. совокупность черт, принадлежащих пастуху-правителю, можно, по Платону, абстрагировать и представить в чистом виде. Политики — люди, разбирающиеся в государственных делах, каковыми и должны быть граждане греческих городов. Политик, по Платону, умеет судить и повелевать. Платон называет политическим, в противоположность тираническому, такое правление, которое не основывается на силе, а является мягким, попечительским, а владеющего таким искусством попечительства — подлинным царем и политиком. Говоря современным языком, мы называем политиче­ским легитимное правление, о чем речь пойдет далее.

    Современный ученый А.А Зиновьев дает такое определение политического общества: «общество, в котором политические отношения становятся господствующими в системе социальных отношений». Политические отношения означают отношения между гражданами и властями как равноправными независимыми партнерами. Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан и государства.

    Определяющей границей политики будет, по Платону, не количество правителей, не насилие или добрая воля, не богатство или бедность, а знания. Здесь Платон следует за своим учителем Сократом. Второе, что Платон добавляет к знанию, — это справедливость, и формулирует «великое правило» для правителей, состоящее «в том, чтобы умно и искусно, уделяя всем в государстве самую справедливую долю, уметь оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими.

    Please publish modules in offcanvas position.