Становление политики и политологии - Конкретно-научные методы в политологии: анализ документов, качественный и контент-анализ, опрос

    Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.

    Методы политологии, как и любой другой науки, делятся на те же три большие группы. Ко всеобщим методам относятся логические методы: индукция — дедукция, анализ — синтез, аналогия, а также сравнение, классификация, измерение, идеализация и т.п. Они затем конкретизируются.

    Политология использует все основные методы, которые применяются в других науках, видоизменяя их в соответствии со спецификой своего предмета. Как любая наука, она имеет в своем распоряжении собственные конкретные методы исследования.

    К основным конкретно-научным методам в политологии относят анализ документов, который может быть качественным или количественным (последний называют контент-анализом), опрос и т.п.

    Анализ документов является наиболее экономичным методом исследования. Он позволяет оперативно получить объективные данные об изучаемой системе. Правда, такая информация не всегда бывает достоверной и нуждается в проверке с помощью наблюдения и опросов. Она также не содержит информации о субъек­тивных факторах, подлежащих исследованию. Поэтому этот метод используется наряду с наблюдением и опросом.

    Документальной в политологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном и рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Информация и классифицируется по способу ее фиксирования. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые избраны и составлены по желанию самих исследователей — они называются целевыми, и нецелевые, т.е. любые наличные документы, существующие независимо от исследователя. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. К личным относятся карточка индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты, бланки), характеристики, письма, дневники, заявления, мемуары. Безличные документы — это архивы, данные прессы, протоколы собраний и т.п. В зависимости от статуса выделяют официальные и неофициальные документы. К первым относятся правительственные материалы, данные государственной статистики (переписи населения и т.п.), архивы и текущие документы различных организаций. Неофициальные документы — это лич­ные материалы, а также составленные частными гражданами безличные документы (статистические исследования и т.п.). Наконец, по источнику информации документы делятся на первичные — составляемые на основе прямого наблюдения или опроса, вторичные — представляющие собой обработку, обобщение или описание, сделанные на основе первичных источников.

    Анализ текста без использования процедур измерения называется качественным. Так как он применяется давно, то его называют традиционным методом. В последние несколько десятилетий широкое распространение получил метод квантификации материала — контент-анализ (его разработали американские социоло­ги X. Лассуэлл и Б. Берельсон). Контент-анализ изучает информацию количественно.

    Опрос является наиболее распространенным методом сбора политологической информации. Он предусматривает: 1) устное (интервью) или письменное (анкетирование) обращение исследователя к определенной совокупности людей, называемых респондентами, с вопросами, содержание которых представляет, проблему на уровне эмпирических индикаторов; 2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов; 3) их теоретическую интерпретацию.

    Опрос используется в тех случаях, когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, характеристики исследования недоступны для наблюдения; когда предметом исследования является индивидуальное или общественное сознание: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей; в качестве контрольного дополнительного метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик. Опросы могут быть очными (личные) или заочными (звонок по телефону, обращение с анке­той через средства массовой информации).

    Please publish modules in offcanvas position.