Становление политики и политологии - Эмпирические теоретические научные методы политологии. Эксперимент

    Методы политологии

    Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Первым на значение метода в Новое время указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с циркулем. Способности людей различны, и для того чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и служит научный метод. Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что выступает предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями.

    Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Таким образом, выделяются эмпирические и теоретические методы.

    К эмпирическим методам относят: наблюдение — целенаправленное восприятие объективной действительности; описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение — количественная характеристика свойств объектов; сравнение — сопоставление объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
    К теоретическим методам относят, формализацию — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов; аксиоматизацию — построение тео­рий на основе аксиом (утверждений, доказательства истинности которых не требуется); гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

    Другим принципом классификации является сфера использования метода: применение во всех отраслях человеческой деятельности; применение во всех областях науки; применение в отдельных разделах науки. Соответственно выделяют всеобщие, общена­учные и конкретно-научные методы. К всеобщим методам относятся: анализ — расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения; синтез — соединение выделенных частей предмета в единое целое; абстрагирование — отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным вычленением интересующих свойств и отношений; обобщение — прием мышления, когда в результате устанавливаются общие свойства и признаки объектов; индукция — метод исследования и способ рассуждения, когда общий вывод строится на основе частных посылок; дедукция — способ рассуждения, когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера; аналогия — прием познания, когда на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках; моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя; классификация — разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках).

    К общенаучным методам относятся научное наблюдение, научный эксперимент, научное моделирование. Научное наблюдение, в отличие от обыденного, подчинено ясной исследовательской цели, планируется по заранее обдуманной процедуре, все данные фиксируются по определенной системе, а полученная информация поддается контролю на обоснованность и устойчивость.

    По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные.

    В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее, или включенное, наблюдение, когда исследователь имитирует вхождение в социальную среду, и простое, невключенное наблюдение, когда он регистрирует события со стороны.

    Ограничивает применение наблюдения сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения, что является обычной и необходимой процедурой научного исследования. Проблемы можно избежать, если заменить наблюдение экспериментом, проводящимся в контролируемых условиях.

    Эксперимент делится на натурный и мыслительный. Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Он может быть контролируемым и неконтролируемым. При контролируемом эксперименте производится тщательное выравнивание всех условий, которые могут исказить влияние экспериментального фактора. Но здесь есть ограничения, связанные с этическими и иного рода соображениями. При мыслительном эксперименте вместо манипулирования с реальными объектами оперируют с информацией о свершившихся событиях.

    Please publish modules in offcanvas position.